Хоскель Сандлер (18.02.1910-29.04.1983), Софья Витухновская (13.12.1912-09.07.2000)

В книге поступлений произведений в фонд Музея изобразительных искусств города Комсомольска-на-Амуре в разделе графика под номером один значится графический портрет авторства Софьи Семёновны Витухновской «Девочка с веснушками» (1960 г.), а в архиве музея хранится множество писем, отправленных с её домашнего адреса: Москва, Ленинградское шоссе дом 80, квартира 89.  В переписке, которую Софья Семёновна вела на протяжении 1980-90-х годов с Е. Ю. Турчинской, директором музея в то время, часто звучит одно сожаление: Комсомольск-на-Амуре находится слишком далеко от Москвы. С городом, который они неизменно назвали «своим», её и живописца Хоскеля Моисеевича Сандлера связывают «незабываемые страницы истории строительства».

открытка 1 мая коллективу музея - 0001

1982 открытка 1 мая коллективу музея

открытка 1 мая коллективу музея - 0002

1982 открытка 1 мая коллективу музея

турчинской е.ю 21.08.85 - 0001

Турчинской Е.Ю. от 21.08.1985

турчинской е.ю 21.08.85 - 0002

Турчинской Е.Ю. от 21.08.1985

турчинской е.ю 21.08.85 - 0003

Турчинской Е.Ю. от 21.08.1985

турчинской 01.03.1986 - 0001

Турчинской Е.Ю. от 01.03.1986

турчинской 01.03.1986 - 0005

Турчинской Е.Ю. от 01.03.1986

турчинской 01.03.1986 - 0006

Турчинской Е.Ю. от 01.03.1986

1 из 8

Приехав на строительство недавно основанного Комсомольска-на-Амуре в середине 1930-х годов на короткий отрезок времени — всего три года, — а затем, в 1964-1966 годах, они оставили важнейший след в его истории и культурной жизни. Благодаря их подвижнической работе, любви к Комсомольску-на-Амуре, его истории и людям в городе создан «Музей советского изобразительно искусства» (ныне — «Музей изобразительных искусств»).

ХМ Сандлер 1937

Хоскель Моисеевич Сандлер, 1937 год.

ХМ Сандлер 1937 оборот с подписью

Оборот фото Хоскель Моисеевич Сандлер, 1937 год.

1 из 2

Имя Хоскеля Моисеевича Сандлера (1910-1983) занесено в списки первостроителей Комсомольска-на-Амуре. Будущий художник родился на Украине и там провёл своё детство. Его судьба могла быть иной — в погромах Гражданской войны Хоскель потерял родителей и воспитывался в детском доме. Однако там он встретил добрых людей, заметивших его интерес к рисованию и поддержавших его в трудных условиях событий того времени. Это определило всю жизнь Хоскеля Сандлера, который выбрал свой путь. На два года позже, в 1912 году в городе Павлово-на-Оке Нижегородской губернии родилась Софья Семёновна Витухновская, чья личная и творческая судьба навсегда будет связана с Хоскелем Сандлером.

Она выросла в семье зубного врача — так свидетельствует авторская карточка из музейного архива, заполненная рукой самой Софьи Семёновны.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

С раннего детства она любила рисовать и проявила огромную волю и настойчивость, чтобы стать художником. В интервью 1996 года Софья Семеновна говорит о выборе профессии художника: «От меня это не зависело… С тех пор, как я себя помню, я всегда говорила, что буду художником. Хотя я родилась в маленьком городишке под Нижним Новгородом и никаких картин не видела — только книжки с иллюстрациями».

20-30-е годы прошлого века для искусства молодого советского государства ознаменовались спорами и исканиями, которые закончились сменой главного его официального направления.

С 1924 года Софья Витухновская поселилась в Москве. В семье устремления молодой девушки всячески поддерживались, и в 1931 году она окончила московскую Изопрофшколу.  Однако это не принесло ей определённости. До 1935 года Софья Витухновская посещала самые разные изостудии, пока не оказалась в мастерских С.В. Герасимова и Б.В. Иогансона в Институте повышения квалификации художников-живописцев.

В это же время в стране взят курс на индустриализацию, развернувшую пятилетние планы. Помимо рабочей силы на ударные стройки привлекались и те, кто должен был создавать их летописи. Достижения социализма необходимо было запечатлеть в искусстве и литературе, так как им отводилась «организующая роль в привлечении общественного внимания». Среди первых художников Комсомольска-на-Амуре — одной из социалистических строек — был 18-летний художник, ленинградец, родившийся на Дальнем Востоке, Георгий Александрович Цивилёв, прибывший на строительство города в самом начале, в 1932 году, с первостроителями. В марте 1935 года ЦК Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи направляет Хоскеля Моисеевича в Комсомольск-на-Амуре в творческую командировку, где он пробыл 9 месяцев.

сандлер и цивилев фото 1935 или 1937

Х.М. Сандлер (слева) и Г.А. Цивилёв (справа). 1935 или 1937 год.

газета Тихоокеанская звезда статья П. Дежнева В начале пути 1935 - 0001

Газета «Тихоокеанская звезда», статья П. Дежнева «В начале пути». 1935 год.

1 Ударник Комсомольска 1935

Газета «Ударник Комсомольска». 1935 год.

В мастерской художника Ударник Комсомольска 1935

Статья «В мастерской художника», газета «Ударник Комсомольска». 1935 год.

1935 Ударник Кмс. вести из колхозов. у Самар

Газета «Ударник Комсомольска», статья «Вести из колхозов». 1935 год.

Вперед 26.04. 1977 Х.М. Сандлере -Октябрь о Времени и о себе

Газета «Вперед» от 26.04. 1977.

Х.М. Сандлер «Октябрь: о времени и о себе».

1 из 6

По возвращении в Москву Сандлер решил продолжить образование и поступил в институт повышения квалификации художников.

В 1937 году, женившись, вновь командированный в Комсомольск-на-Амуре художник отправился на Дальний Восток для подготовки 5-летнего юбилея города.

Газета «Сталинский Комсомольск» от 24.06.1937.

Софья Семёновна отправилась вслед за мужем. Она утверждала, что «никогда не была ни пионеркой, ни комсомолкой, ни коммунисткой, и в Комсомольск-на-Амуре приехала лишь потому, что так сложились обстоятельства», однако полюбила и вспоминала его, практически до конца жизни поддерживая связь с городом.

Автограф С.С. Витухновской. 10.09.1994.

Точкой отсчёта последующей обширной выставочной биографии явился для Софьи Семёновны 1937 год. Этот же год стал временем её отъезда в Комсомольск-на-Амуре. В строящемся городе, преодолевая все тяготы быта и погодных условий, Сандлер и Витухновская провели три года, и этот отрезок времени был для них плодотворным: в 1938 году, в честь двадцатой годовщины Ленинского комсомола, состоялась первая большая совместная выставка художников, прошедшая затем в Хабаровске и Москве. Небольшой каталог выставки, прошедшей в нашем городе, — свидетель времени — достаточно хорошо сохранился и находится в архиве музея.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Несмотря на все трудности жизни в Комсомольске-на-Амуре, художники организовали и работали в детской изостудии (в архиве музея сохранилась заметка о её достижениях в статье «Смотр детского творчества» местной газеты от 24.06.1940 г.), создавали множество пейзажей и портретов, находясь на натуре.

0 заголовок

Статья «Смотр детского творчества» от 24.06.1940.

1

Статья «Смотр детского творчества» от 24.06.1940.

2

Статья «Смотр детского творчества» от 24.06.1940.

3

Статья «Смотр детского творчества» от 24.06.1940.

4

Статья «Смотр детского творчества» от 24.06.1940.

5

Статья «Смотр детского творчества» от 24.06.1940.

6

Статья «Смотр детского творчества» от 24.06.1940.

7

Статья «Смотр детского творчества» от 24.06.1940.

8

Статья «Смотр детского творчества» от 24.06.1940.

1 из 9

Хоскель Моисеевич и Софья Семёновна работали в городском театре, появившемся в 1934 году, через два года после начала строительства города — оформляли спектакли, выполняя эскизы декораций.

Художники и супруги одними из первых запечатлевали жизнь строящегося города, хотя с Комсомольском-на-Амуре они познакомились в разное время. В городе, по их словам, поражало всё: масштабы строительства, обилие техники, молодость строителей, красивая тайга и прекрасные сопки: «…главное – красота этого края. Природа отличается от обычной природы средней полосы России. Изумительная тайга, Амур. Я знала Волгу, Оку, но сравнивать их с Амуром нельзя. Он намного красивее» — так говорила Софья Семёновна. В музейной коллекции хранится её «Зимний пейзаж», написанный маслом незадолго до отъезда из Комсомольска-на-Амуре, датированный 1939 годом.

С развитием города проходил и свой путь и Хоскель Сандлер. Художник признавался, что его «настоящая творческая жизнь началась в Комсомольске».

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Сандлер создал галерею портретов первостроителей города, писал многочисленные этюды и выполнял натурные зарисовки, в которых отразил вехи строительства города, пейзажи вырубленной тайги, бурные воды Амура, строящиеся улицы и дома. Художник проявлял интерес к коренным жителям Приамурской земли, с острой наблюдательностью запечатлевая особенности их жизни и быта, приезжая в нанайские стойбища, чтобы изобразить нанайских детей и стариков, длинноволосых охотников и рыбаков.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

В 1938 и 1940 году Х. Сандлер и С. Витухновская вступили в Хабаровское отделение Союза художников. Стремительный рост города Юности вдохновлял Хоскеля Моисеевича. По возвращении в Москву Сандлер планировал создать большое сюжетное полотно о городе, однако работа не была начата, и замысел остался не воплощенным, потому что в жизнь страны вмешались катастрофические перемены — началась Великая Отечественная война. К сожалению, из довоенного творчества художника мало что уцелело. Многочисленные рисунки и работы Сандлера, которые он отправил в Москву из Комсомольска-на-Амуре, были утрачены во время войны.

Софья Семёновна с маленьким сыном находилась в эвакуации в Казахстане, поглощённая военными буднями. Хоскель Моисеевич, окончив пехотное училище, взял в руки оружие и командиром пехотного взвода прошёл с боями путь от Кишинёва до Берлина. Служил в одном из стрелковых корпусов 5-й ударной армии. За боевые заслуги лейтенант Хоскель Сандлер награждён орденом Красной Звезды и боевыми медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Но и на войне Хоскель Моисеевич оставался прежде всего художником — душа художника-солдата на фронте не успокаивалась. В походных альбомах накапливались зарисовки, по которым потом создавались картины, набрасывались портреты боевых товарищей. В собрании музея находится живописное полотно Сандлера 1945 года «Немецкий самолёт сбит».  Для создания подобных работ, требующих времени и отличающихся от «полевых» рисунков, художникам-фронтовикам была предоставлена резиденция генерала Дитмара в Карлсхорсте. Работы, написанные там, принимали участие в выставке «Боевой путь 5-й ударной армии. От Сталинграда до Берлина» (1945-1946 гг.) в городе Шверине (Германия, советская зона), где Х.М. Сандлер являлся главным художником.

Художники пятой ударной А.Гуторович

«Художники пятой ударной»,  А.Гуторович.

1 из 1

После войны в 1946 году Хоскеля Сандлера направляют в Германию для продолжения службы. Софья Семёновна вновь отправляется за мужем, изучая страну и классическое искусство, в то же время пристально вглядываясь в жизнь, культуру и историю народа, разрушенную войной.

Работы художника часто становятся свидетелями его жизни. Семья живет в Шверине и Магдебурге, где еще присутствуют следы недавней трагедии. От тех лет сохранилось несколько небольших графических акварельных листов Софьи Витухновской, названия которых говорят сами за себя — «Руины Магдебурга».

Впечатления и переживания нашли отражение в повести С.С. Витухновской о судьбе немецкого скульптора Вальтера (собирательный образ). Эту работу Софья Семёновна начала в сложное время, которое для неё стало ещё более тяжёлым из-за болезни, практически лишившей её возможности передвижения.  В повести Витухновская отразила раздумья о жизни, судьбе и культуре, прошедших через испытания. Работе было отдано 7 лет, однако, к большому сожалению, повесть так и не дошла до публикации.

Несмотря на сложные обстоятельства, следующее десятилетие — шестидесятые годы — стали для художницы, по её словам, временем обретения второй творческой жизни. В поле её зрения, поиска и неустанного труда художника оказалась станковая графика — рисунок, автолитография, офорт, сухая игла, гравюра на дереве. Художница открыла в себе графика. Через пятнадцать лет она скажет: «Свою дорогу в искусстве я нашла в шестьдесят лет. Бросила масло, занялась графикой». Свою первую мастерскую, где она могла свободно работать, поставив офортный станок и разместив бесконечное количество книг по искусству, художница получила лишь в 1974 году…

В искусстве С.С. Витухновской появились не только новые выразительные средства, но и, что самое важное, — новые темы. Она обращается к женскому портрету, создавая галереи образов современниц. Софья Семёновна считала, что тема женского портрета словно сама выбрала её, ведь она очень ценила женские образы: «Для меня нет ничего красивее и выразительнее человека, его головы, лица, глаз, губ. Рисовать я больше всего люблю девушек. Никогда не ищу красавиц. Убеждена, что в каждой «Золушке» таится «принцесса», — надо лишь внимательно посмотреть».

советская женщина 1967 №8 Мои принцессы 0002

Журнал «Советская женщина»,  1967 год №8. Статья «Мои принцессы».

1

Журнал «Советская женщина»,  1967 год №8. Статья «Мои принцессы».

советская женщина 1967 №8 Мои принцессы 0001

Журнал «Советская женщина»,  1967 год №8. Статья «Мои принцессы».

1 из 3

Портрет всегда присутствовал в её творчестве, но именно в зрелые годы автора, с приходом большого жизненного опыта, соединённого с талантом и настойчивой жаждой творческого самосовершенствования, свойственного Софье Семёновне, этот жанр в её искусстве расцвёл.

Художницу восхищали и привлекали характерные черты внешнего облика её моделей — посадка головы на удлиненной, словно гибкое растение, шее, плавные линии щек, цветение юности. Её лирическим женским образам свойственно внутренне благородство и чувство собственного достоинства, которые читаются в искреннем взгляде, утонченных линиях покатых плеч. Не столько внешний блеск и красота, сколько эмоциональность и обаяние молодости, свойства души становятся свойствами самого портрета, образами вечной женственности — индивидуальными и обобщенными одновременно.  

Софья Семёновна могла совершенно случайно «увлечься», увидев привлекательного для неё человека, и пригласить в мастерскую, чтобы сделать портрет. И никогда не получала отказа. Её огромный неподдельный интерес к человеку, к конкретной личности портретируемого, которого она называла «маленьким космосом, интереснее, неповторимее и важнее которого ничего быть не может» располагал, помогал раскрыть лучшие черты, которые воплощались художницей на бумаге. Романтизм и душевное тепло, присущие самой Софье Семёновне, словно принизывают портреты, становясь частью их художественной структуры. Эта лирическая интонация отражается и в названиях портретов — «Рита», «Катя, «Галя»…

вырезка совествая культура 1988 этюды о графике молодые москвички - 0024

Вырезка из газеты «Советская культура», 1988 год. Статья «Молодые москвички».

советская культура 1972 гравюра художницы

Вырезка из газеты «Советская культура» от 16.12.1972.

Московский Художник_Портрет молодости_ 29.01.1988 - 0001

Газета «Московский художник», статья «Портрет молодости» от 29.01.1988.

газета московский художник 1972 репродукция карандашного рисунка вертухновской - 0004

Газета «Московский художник», 1972 год.

1 из 4

Акварельные, карандашные портреты, либо выполненные в одной из печатных графических техник, составляют большую часть коллекции работ Софьи Семёновны, находящихся в собрании музея. Как правило, это погрудные или поясные изображения, выполненные чаще на нейтральном фоне, не снабженном дополнительными деталями — так все внимание концентрируется на облике модели, внутренней жизни её души. Однако фон играет важную роль, гармонизируя общий колористический строй, придавая динамизма и ритмичности (например, при активной штриховке, которая встречается на портретах, выполненных в техниках автолитографии, сухой иглы и офорта). Художница виртуозно, свободно владеет материалами, придавая «цветности» даже монохромным изображениям. Портреты людей старшего возраста, известных личностей проникнуты внутренним светом и доброй энергией, которые свойственны были и самой Софье Семёновне. Тонкость, точность, лаконизм и в то же время лиричная камерность отличает портреты Витухновской.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

В 1964 году, после длительного разрыва, связь с городом их молодости, Комсомольском-на-Амуре, для Хоскеля Моисеевича и Софьи Семёновны вновь восстанавливается. Московской «Комсомольской правдой» была организована встреча первостроителей Комсомольска-на-Амуре, среди которых были и художники.

как прежде в строю 0

Газета «Комсомольская правда» от 30.06.1965. Статья В.Глотова «Как прежде — в строю».

Как прежде - в строю 1

Газета «Комсомольская правда» от 30.06.1965. Статья В.Глотова «Как прежде — в строю».

Как прежде - в строю 2

Газета «Комсомольская правда» от 30.06.1965. Статья В.Глотова «Как прежде — в строю».

Как прежде - в строю 3

Газета «Комсомольская правда» от 30.06.1965. Статья В.Глотова «Как прежде — в строю».

Как прежде - в строю 4

Газета «Комсомольская правда» от 30.06.1965. Статья В.Глотова «Как прежде — в строю».

1 из 5

Город, в котором они не были четверть века, поразил их. Художников не раз спрашивали, действительно ли им нравится Комсомольск-на-Амуре, и получали ответ: «Да, наш город, наш Комсомольск нам нравится. Нравится потому, что, помня его вчерашним, мы видим, как много сделано сегодня, и представляем, что будет сделано завтра».

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Свой неоценимый вклад в будущее культуры города, где начался их творческий путь, художники внесли, написав воззвание всей стране: «Подарите работы комсомольчанам!». Так началась история первой картинной галереи, которая в 1966 году откроет свои двери горожанам и превратится со временем в Музей советского изобразительного искусства.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Воззвание было опубликовано «Советской культурой» и «Московским художником». Началась большая организационная работа. Первая посылка со 105 работами личного дара художников-графиков, заложивших фундамент будущей коллекции музея, была получена в августе 1965 года. Этими художниками стали Лев Аронов, Бениамин Басов, Илларион Голицын, Юрий Рейнер (члены МОСХа). Свои работы подарили Сандлер и Витухновская. Следующим «всесоюзным подарком» стала посылка из 240 живописных и графических произведений, поступивших от дирекции Художественного фонда РСФСР и союзных республик страны в конце декабря 1965 года. В 1967 году, к 35-летней годовщине Комсомольска-на-Амуре, музей вновь принимает бесценный дар: более 50 авторов живописными полотнами и графическими листами вновь пополняют его коллекцию. Это произошло благодаря неустанному труду и заботе Хоскеля Моисеевича и Софьи Семёновны о будущей судьбе музея и его коллекции. Сегодня музейное собрание, начинавшееся с нескольких сотен работ, насчитывает около 20 тысяч экспонатов. Работ Хоскеля Сандлера и Софьи Витухновской, переданных в дар художниками и Софьей Семёновной после ухода из жизни её мужа в 1983 году, а также закупленных, музейная коллекция насчитывает более 450 единиц. До конца жизни художники продолжали передавать в музейный фонд как свои работы, так и произведения их соратников по творчеству. В одном из писем Е.Ю. Турчинской С.С. Витухновская пишет: «...у меня совершенно неукротимое желание раздаривать и раздавать работы. Хочу, чтобы они жили, чтобы общались со зрителем».

Софья Семёновна следила за современным искусством, имела свои суждения и высказывала их, в том числе в печати, критически осмысливала процессы, происходившие в искусстве страны. Это творческое и человеческое неравнодушие отразилось и в том, что Софья Семёновна заботилась и о судьбе работ своих коллег по цеху. Её твёрдая уверенность, что «работы должны жить», повлияла на судьбу художественного наследия не одного автора. Она пишет статьи, где главной мыслью становится внимательное отношение к тем авторам, чьи работы после их ухода из жизни, пропадают в безвестности. Одной из таких художниц, вошедших теперь в «золотой фонд советского искусства», стала Лидия Сергеевна Полянская (1905-1979). Её работы не попали в музеи при жизни художницы, но стараниями Софьи Семёновны Витухновской 450 произведений нашли своё место в коллекциях музеев страны, включая Третьяковскую галерею. 42 тонкие графические работы украшают и коллекцию Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

В ту поездку в Комсомольск-на-Амуре, в 1960-е годы, художники выезжали на строительство городов-спутников, которые производили на них новое большое впечатление, как некогда строящийся в тайге город. Они рисовали строительство новой мартеновской печи на «Амурстали», сложное сплетение бетона и железных конструкций, четкими линиями возникающее на фоне неба, голубые сопки, тонкие линии поднятых в небо кранов. Рисовали в прокатном цехе, где работать было необычайно трудно не только из-за сложных условий горячего цеха, но и потому, что их очаровывала ловкая работа вальцовщиков — «сказочных повелителей огненных змей». Восхищались огромными карьерами и вершинами Мяо-Чана. И, конечно, людьми, делая бесконечные зарисовки.

0

Газета «Дальневосточный Комсомольск» от 24.07. 1966

1

Газета «Дальневосточный Комсомольск» от 24.07. 1966

2

Газета «Дальневосточный Комсомольск» от 24.07. 1966

1 из 3

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Сандлер Х.М. (в центре) среди художников Комсомольска-на-Амуре.

До конца жизни творческая чета была связана с городом своей молодости. В 1994 году в Музее изобразительных искусств состоялась персональная выставка Софьи Семёновны Витухновской. Её выставки проходили во многих городах Росси и за границей — в Мозамбике, Зимбабве, Ботсване, ГДР, Испании, Новой Зеландии, работы хранятся во многих музеях страны, в Третьяковской галерее, но об открытии выставки в Комсомольске-на-Амуре она особенно заботилась, несколько лет ведя переписку, интересуясь мнением художников и отзывами зрителей.

Трудная, сопровождаемая бурями и сложностями, однако состоявшаяся творческая судьба художников, становится их подлинным счастьем.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Мы используем cookie

Во время посещения сайта Музей изобразительных искусств вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

8 (4217) 59 08 50
Комсомольск-на-Амуре, проспект Мира, 16
Музей на карте
Вт - Пт:
10.00 - 18.00
Сб, Вс:
10.00 - 17.00
Пн:
выходной
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея
Каждый последний четверг месяца музей работает с 12.00 до 20.00
Купить билет "ВМУЗЕЙ"