Цивилёв Георгий Александрович (28.12.1914-18(22?).09.1956)

  • Первостроитель города Комсомольска-на-Амуре (1932)
  • Член Союза художников СССР (1942)

Георгий Александрович Цивилёв – первостроитель г. Комсомольска-на-Амуре, один из первых членов Союза художников СССР среди художников Хабаровского края (с 1942 года), первый и до конца 1940-х годов единственный профессиональный художник нашего города, чьё творчество оказало значительное влияние на формирование традиций изобразительного искусства Комсомольска-на-Амуре в 1940-1950-е годы. Именно этому художнику принадлежит заслуга открытия первой страницы художественной летописи Комсомольска-на-Амуре. Его имя навсегда будет вписано в историю искусства нашего города.

Газета ДВК от 15.03.2005. Е. В. Быкова «Личный летописец города Юности»

Георгий Александрович Цивилёв родился 28 декабря 1914 г. в Благовещенске, в семье железнодорожного служащего. Его отец Александр Яковлевич Цивилёв, уроженец Владимирской области из семьи безземельных крестьян, имел профессию бухгалтера и работал на различных стройках. Период жизни в Благовещенске был связан со строительством Амурской железной дороги. Затем отца переводят на север, где идёт строительство Мурманской железной дороги. Мать Георгия Александровича, Мария Григорьевна Цивилёва, коренная дальневосточница, родилась в селе Нижне-Тамбовское, в семье крестьян-переселенцев, заселявших Дальневосточный край.

1916 г. Мурманск. С отцом

1916 г. Мурманск. С отцом

с отцом

с отцом

Юра (Георгий) Цивилёв

Г. Цивилёв в раннем детстве

оборот фото Г.Цивилёв в раннем детстве_page-0001 (1)

оборот фото Г. Цивилёв в раннем детстве

в детстве

в детстве Г. А. Цивилёв

Цивилёв 005

1915 г. Благовещенск

родители художника Александр Яковлевич и Мария Григорьевна Цивилёвы

родители художника Александр Яковлевич и Мария Григорьевна Цивилёвы

семья Цивилевых (слева направо) Мария Григорьевна, Марина, Георгий, Александр Яковлевич Цивилёвы

семья Цивилёвых (слева направо): Мария Григорьевна, Марина (сестра), Георгий, Александр Яковлевич

семья Цивилевых (с сестрой жены)

семья Цивилёвых (с сестрой жены)

сестра Марина Александровна

сестра художника Марина Александровна

мать художника Мария Григорьевна Цивилёва

мать художника Мария Григорьевна Цивилёва

отец художника Александр Яковлевич Цивилёв

отец художника Александр Яковлевич Цивилёв

1 из 12

После окончания строительства семья Цивилёвых переезжает в Петроград. Разносторонний художественный талант проявился у Георгия ещё в раннем детстве. Параллельно с общеобразовательной школой в 1930 году он успешно окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум (на сегодняшний день – Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха). Сам город с его архитектурными памятниками и музеями, бурной художественной жизнью оказали сильное влияние на формирование молодого художника. К сожалению, его работ этого периода не сохранилось, но дошедшие до нас произведения 1930-х гг., созданные уже на Дальнем Востоке, подтверждают это. После окончания техникума он мечтал поступить во Всероссийскую академию художеств, но из-за семейных обстоятельств мечта так и не осуществилась.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

1932 год. Звучат призывы к молодёжи Страны Советов ехать на стройки. Цивилёва захватила романтика дальних дорог, освоения Дальнего Востока, тяжёлой работы, увлекла мечта о прекрасном будущем городе. 18-летний юноша, мечтавший стать художником, 10 мая 1932 года вместе с первыми строителями сошёл с трапа парохода «Колумб», прибывшего в село Пермское, откуда начался Комсомольск.

Георгий Александрович Цивилёв (1914-1956). 1937 год

Пароход назывался «Колумб», и его пассажиры в самом деле чувствовали себя первооткрывателями новых земель. Комсомольцев не смущало то, что пароход был старый, колёсный, с неуклюжей, нещадно дымившей трубой. Через несколько дней «Колумб», пыхтя и поскрипывая, пристал к берегу. Был митинг, были крики «ура». И сразу после митинга тут же, на берегу, за какие-нибудь полтора часа вырос палаточный городок. Селились по принципу землячества и вывешивали на палатках таблички: «Москва», «Ленинград», «Одесса», «Краснодар», «Иркутск», «Архангельск». Был тут и «Рыбинск», где стал жить Георгий Цивилёв и его земляки. Забежим вперед и скажем, что пятиэтажный дом со всеми удобствами, в котором живёт нынче в Комсомольске Георгий Александрович Цивилёв, стоит примерно в двухстах шагах от того места, где была разбита палатка с табличкой «Рыбинск».

«Подсказано жизнью» (А. Старков, Б. Михайлов, опубликовано в номере №665, Февраль 1955 г.)

Вместе со всеми корчевал тайгу, прокладывал узкоколейку, работал в слесарной мастерской и рабочим на канавокопателе.

Канавокопатель. 1930-е годы

Георгий стал бригадиром слесарей-монтажников. Дела слесарям хватало, и их бригадир, спавший в сутки не больше четырёх часов, забыл даже, что держал когда-то в руке кисть. Его бригада смонтировала движок, который зажёг первые электрические лампочки Комсомольска, потом собрала насос, подавший воду на строительную площадку.

А. Старков, Б. Михайлов

Несмотря на тяжёлый физический труд, успевал рисовать прямо на стройплощадке, создав целую галерею портретов лучших людей строительства. В его зарисовках, сделанных для себя, есть верность не только внешнему облику первостроителей, типичность рабочего жеста, приметы быта того времени, но и правда духовной жизни.

Решили комсомольцы выпустить и первую стенную газету. Оформлял её Георгий Цивилёв. Газета пользовалась успехом. А вскоре каменщик Гуменюк поставил рекорд на кладке жилого дома, и постройком постановил вывесить на видном месте его портрет. Цивилёв нарисовал знатного каменщика. Вскоре рядом с портретом Гуменюка появились изображения отличившихся бетонщиков, монтажников, кровельщиков. В короткий срок Цивилёв создал целую галерею портретов.

А. Старков, Б. Михайлов

Так в Комсомольске-на-Амуре появился первый художник.

С 1933 года Г. А. Цивилёва переводят на работу художником в постройком, а затем в клуб «Ударник», где он получает возможность заниматься художественным творчеством. Цивилёв отвечал за всю наглядную агитацию: оформлял стенгазеты и праздники в городе, рисовал афиши, писал лозунги.

Клуб «Ударник» (Г. А. Цивилёв слева, с трубкой). 1937 год
Фото 1 половина 1930-х гг. Дар М. Цивилёвой 1984 года

Г. А. Цивилёв создавал «красные уголки», оформлял клубы, центральный парк, расписал потолок Дворца культуры строителей. В 1937 году вместе с приехавшими из Москвы и Хабаровска художниками он принял участие в совместной художественной выставке, посвящённой 5-летнему юбилею Комсомольска-на-Амуре, а также в 5-й краевой выставке профессиональных и самодеятельных художников.

Г. А. Цивилёв. Макет оформления 5-летнего юбилея города Комсомольска-на-Амуре

В 1937 г. создал серию портретов артистов нанайского национального театра «Найхин» («Играющий на скрипке», «Нанайский охотник», «Пермяки» и др.), отличавшихся большой самостоятельностью. Среди них интерес представляет графический лист «Играющий на скрипке» (собрание ГКМ г. Комсомольска-на-Амуре). Этой работе присуща максимальная психологическая наполненность и отсутствие этнографизма. Это образ современника, обыкновенного человека, решённый в возвышенном ключе (приобщение к общемировой культуре в отдаленных деревнях Дальнего Востока), сложный жизненно-художественный образ, построенный на внешнем контрасте формы и внутренней одухотворённости, музыкальный и поэтичный образ. Лирическое дарование художника, его душевная молодость, доброта раскрываются в рисунках, сделанных им в нанайских стойбищах, работах, посвящённых детям.

«Г. А. всегда стремился к людям. Новые лица каждый раз становятся предметом творческих поисков. Часто ездил в нанайские стойбища, в особенности в Бельго. Рисовал, писал маслом нанайцев: молодёжь, детей, стариков, курящих большие трубки. Этот гостеприимный народ радостно его встречал возгласами: «Приехал дядя Го!».

По сведениям вдовы художника, записанным в воспоминаниях от 1982 года.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Произведения Цивилёва довоенного периода – это, в основном, наброски, натурные зарисовки, сделанные на рабочей площадке. Они носят репортажный характер, отличаются документальностью, но одновременно и искренностью, подлинностью. Основную часть произведений 1930-х гг. составляют портреты, зарисовки будней молодого города, его строительства, выполненные преимущественно в акварели. Живописные произведения того времени носят этюдный характер, выбор модели не отличается многообразием. В портрете – близкие ему люди, в пейзаже – виды уже полюбившегося ему города.

В годы Великой Отечественной войны, состоя в штате оборонного завода № 199 (ныне ОАО «Амурский судостроительный завод») на должности начальника отделочного цеха, Цивилёв работал в штабе Гражданской обороны (создавал плакаты, рисовал листовки), одновременно работал в газете, а также возглавлял группу художников-комсомольчан, выпускавших окна сатиры «Удар по врагу». В это же время художник создал графическую серию «Ужасы фашизма», выполнил эскизы и декорации для постановок драматического театра. С группой художников и скульпторов, откомандированных из Ленинграда, Георгий Александрович оформляет новый Дворец культуры судостроителей, вместе с ленинградской художницей Софьей Людвиговной Закликовской расписывает потолок зрительного зала, балконы и фойе второго этажа, готовит декоративный занавес для театральной сцены. Во Дворце культуры судостроителей у Г. А. Цивилёва появилась художественная мастерская, где он работал над созданием масштабных живописных полотен.


Справочная информация: профессор архитектуры Владимир Николаевич Талепоровский и его жена Феодосия Ивановна Милюкова получают задание спроектировать Дворец культуры для судостроителей города юности. В октябре 1939 года началось строительство. В 1941 году авторы проекта должны были приехать на место событий, но этому, как и самой стройке, помешала Великая Отечественная война.1942 год. Блокада Ленинграда. Талепоровский и Милюкова эвакуируются в Омскую область.

В 1943 году супруги приезжают в Комсомольск-на-Амуре и работы возобновляются. Вместе с ними трудятся их давние друзья – скульптор Иннокентий Иванович Суворов и его жена, художница Софья Людвиговна Закликовская, также эвакуированные из Ленинграда.

Непосредственное участие в работе принял бывший работник судостроительного завода, первый художник города Георгий Александрович Цивилёв. Художественному оформлению Дворца он отдал весь жар своей творческой души. «Такие панно, какие делал Георгий, нисколько не уступали, а возможно, и были лучше московских и ленинградских. Сказать правду, он без меня с росписью справился бы, а я без него – навряд ли…», — так рассказывала о Георгии Цивилёве Закликовская.


С окончанием войны завершается первый этап творчества Г. А. Цивилёва – этап его творческого становления, накопления и осмысления жизненного материала, опыта в решении композиционных задач.

Деятельность художника (1946-1951) связана с самодеятельной театральной студией города (затем городским драматическим театром). Создание декораций и эскизов костюмов стало для Георгия Александровича работой на годы – он подготовил сценографию более сорока спектаклей в Благовещенске и Комсомольске-на-Амуре, среди них: «Дети Солнца», «Счастье», «Дядя Ваня», «Чужой ребенок», «Рождённые бурей», «Светит, да не греет», «Дамская война», «Мещанин во дворянстве» и др.  Эта работа, бывшая необходимой, не являлась определяющей для художника в творческом плане, но, тем не менее, так или иначе, оказала влияние на его манеру.

1

Сценография и декорации Г. А. Цивилёва

2023-01-23_004

Сценография и декорации Г. А. Цивилёва

2023-01-23_005

Сценография и декорации Г. А. Цивилёва

2023-01-23_003

Сценография и декорации Г. А. Цивилёва

2023-01-23_001

Сценография и декорации Г. А. Цивилёва

2023-01-23_002

Оборотная сторона фото №5

1 из 6

В 1944 году по заказу Дальгиза Г. А. Цивилёв иллюстрировал книгу своего друга Н. П. Задорнова «Амур-батюшка». Глубокое знание жизни дальневосточников позволило ему создать живые, динамичные образы, точно выражающие замысел произведения. После издания романа Г. А. Цивилёв повторил иллюстрации в большем формате и направил их на первую послевоенную Всесоюзную выставку в Москву (1945).

Ни общественная деятельность, ни тяжелая продолжительная болезнь не могли препятствовать его творчеству. Работая в разных направлениях как живописец, график, театральный художник, иллюстратор, он участвовал во всесоюзных, республиканских, зональных, краевых, городских выставках.

Георгий Александрович Цивилёв участвовал в создании творческого объединения художников г. Комсомольска-на-Амуре и художественной студии при Дворце культуры судостроительного завода, где он был наставником для молодых художников, которые впоследствии вышли на профессиональный путь.

студия Цивилёва студия Цивилёва 1950-е В студии Со студийцами. Конец 1940-х гг. Цивилев Г.А., Абросимов А.И.(слева), Деревцов(справа), конец 1940-х гг.

Своим ученикам, среди которых были Евгений Васильевич Короленко (член ВТОО «Союз художников России», заслуженный художник России, первый председатель городского отделения Союза художников), Александр Иванович Абросимов (член ВТОО «Союз художников России»), Николай Николаевич Муравлёв (член ВТОО «Союз художников России») он прививал умение творчески мыслить и самостоятельно думать над образом, видеть красоту и значимость изображаемого. Благодаря деятельности этих живописцев в Комсомольске-на-Амуре на сегодняшний день сложилась собственная художественная жизнь и индивидуальный культурный облик. Г. А. Цивилёв инициировал создание в городе первых художественных мастерских. По приглашению художника на работу в Комсомольск-на-Амуре из разных городов приехали В. Л. Шкраб, Ли Гирсу, Н. Г. Заславский.

Супруга Валентина Сергеевна Цивилёва. 1928 год, Москва

«Г. А. хорошо знал и любил молодёжь. С 1947 года он вел художественную студию во Дворце культуры, учил творчески мыслить и самостоятельно думать над образом. Никогда ничего не навязывал и неутомимо старался научить видеть красоту и значимость изображаемого, активно наблюдать жизнь и обязательно фиксировать в этюдах и набросках. Ученики любили учителя, часто ходили с ним на этюды в разное время года. За время педагогической работы Г. А. подготовил немало талантливых ребят, ставших впоследствии художниками».

По сведениям вдовы художника, записанным в воспоминаниях от 1982 года.

Его педагогическая и общественная деятельность, высокий авторитет имели большое значение для становления искусства в городе. Под непосредственным руководством художника в 1951 году в Комсомольске-на-Амуре был организован филиал Союза художников Хабаровского края, отделение Художественного фонда СССР. Благодаря Г. А. Цивилёву также были основаны художественно-производственные мастерские, открыта детская художественная школа.

Г. А. Цивилёв, 1951 год

1940-1950-е годы стали наиболее плодотворным периодом творчества художника, временем создания наиболее значительных произведений живописи, графики, временем его работы над историей строительства Комсомольска-на-Амуре – основной темой в творчестве художника. Воплощение мечты о будущем города нашло свое выражение в акварели «Панорама города». В этой работе Цивилёв создал прекрасный художественный образ города, выбрав необычный ракурс.

На берегу Амура

Параллельно развивается и вторая тема его творчества – камерный портрет, который создает предпосылку к появлению картины «перед экзаменами». Портрет занимает особое место в творческом наследии Цивилёва, где своеобразие его таланта проявляется наиболее ярко.

Художник продолжал интенсивно работать в графике, являясь большим мастером этой техники. Он использует контуры, различную штриховку. В рисунке ощущается связь его стиля с реалистической традицией русского искусства и особенно с графическим наследием И. Репина, чьё творчество Цивилёв пристально изучает всю жизнь. Его рисунок отличается глубиной, строгостью, продуманностью. Ряд карандашных рисунков и акварелей военных и послевоенных лет («Марина», «Портрет Капитонова Д.С.», «Спящий ребёнок», «Автопортрет») по своим качествам приближаются к станковой графике, отличаются глубиной раскрытия внутреннего содержания человека. В них переданы не только характерные черты облика модели, но и её психологическое состояние, тонкий психологизм, глубокая человечность, бережное отношение к натуре.

В произведениях Г. А. Цивилёва второй половины 40-х – начала 50-х годов запечатлён новый город на разных этапах строительства – созданы полотна «Первые строители г. Комсомольска», «Раскорчёвка тайги», «Первый митинг» (1953), «Спуск корабля» (1948) (собрание ГКМ г. Комсомольска-на-Амуре). В этих программных произведениях отчётливо видны индивидуальные особенности художественного метода автора: сочетание романтической приподнятости и тяги к «сгущенности сюжета». В этих тематических композициях важную роль в раскрытии общего эмоционального строя изображаемой сцены играет пейзаж. В решении композиции картины прослеживаются черты жанровой картины 50-х годов: иллюстративность, театрализованность. Художник в многочисленных этюдах ищет композицию, характеры героев. Выразительные зарисовки имеют самостоятельную художественную ценность.

Картина «Первый митинг строителей» была завершена к 20-летию города. В 1953 году она экспонировалась на республиканской выставке в Москве.

Цивилёв Г. А. Работа над картиной «Первый митинг»

«В художественной мастерской во Дворце культуры на мольберте стоит громадное полотно – подмалёвок углем: берег Амура, тайга, палатки, пароход «Колумб». Это новая задуманная картина, которую Г. А. назвал «Первый митинг строителей». Идет большая и напряжённая работа: написано множество эскизов маслом, акварелью, сотни карандашных рисунков. Кругом висят этюды, а рабочие идут прямо с работы позировать. … Полотно посвящено началу строительства Комсомольска. В течение пяти лет трудился художник, и ему удалось передать всю суровость тайги. Но комсомольцы полны решимости. … Картина в числе лучших произведений дальневосточных художников демонстрировалась на республиканской выставке в Москве в 1953 году».

По сведениям вдовы художника, записанным в воспоминаниях от 1982 года.

«Спуск корабля» (1948): в этой картине художник смог создать не только групповой портрет современников, но и сумел отразить настроение того времени.

Цивилёв Г. А. Работа над картиной «Спуск корабля»

«В 1946 году Г. А. приступает к работе над давно задуманным полотном «Спуск корабля»… Два года ушло на выполнение набросков, рисунков, эскизов. Картина выставлялась в кинотеатре «Комсомолец», она волновала зрителей, в особенности, рабочих завода. Готовый к спуску корабль, освещённый солнцем цех. Образы людей продуманы и остро охарактеризованы».

По сведениям вдовы художника, записанным в воспоминаниях от 1982 года.

В 1954 году в Комсомольске-на-Амуре проходит 2-я городская художественная выставка, где Цивилёв продемонстрировал этюды, созданные в национальных Приамурских селах. По одному из них он пишет картину «Перед экзаменами» (собрание ДВХМ г. Хабаровска).

«Г. А. в своих многочисленных путешествиях не расстаётся с этюдником. В один из весенних дней группа художников нашего города поехала в Бельго на этюды. Утром, выходя из дома, где они остановились, Г. А. услышал голоса, читавшие стихи Пушкина. Заинтересовавшись, он увидел трёх нанайских девочек, забравшихся на крышу сеней. Эту живую жанровую сценку он зарисовал и впоследствии назвал «Перед экзаменами». Работал с большой любовью и напряжением, вложив всю душу. Безоблачное синее небо, свежесть ранней весны, искрящийся солнечный свет освещает девочек, занятых чтением. Картина экспонировалась на Республиканской выставке в Москве, где имела большой успех».

По сведениям вдовы художника, записанным в воспоминаниях от 1982 года.

Двигаясь от картины к картине: «Спуск корабля» – «Первый митинг» – «Перед экзаменами», художник шёл ко всё более глубокому познанию законов живописи, понимаю соотношения цветов, влияние света на цвет. Итоговым явилось полотно «Перед экзаменами». В этом полотне художник смог решить для себя новые задачи: передача световоздушной среды, цельность композиции, связь человека с природой. Значение картины «Перед экзаменами» выходит за пределы только творчества Цивилёва. Это этапное, классическое произведение всего Дальневосточного искусства, выразившее всю его программу: тесную взаимосвязь человека с природой, особенности световоздушной среды, нравственную чистоту и гуманизм. Художник всегда идёт от натуры, но не копирует её, а переосмысливает, создавая «новую реальность» (принцип создания станковой картины).

В 1954 — 1955 годах созданы картины «Подружки из Бельго» (1954), «Девушка с собакой» (1955), «Портрет Маринки» (1955), «Мальчик на пляже» (1955) (собрание МИИ Комсомольска-на-Амуре) – произведения, несущие лирическое и жизнеутверждающее начало, наполненные любовью к месту, людям и жизни.

Художник прожил в городе Комсомольске-на-Амуре до 1956 года. 18 (22?) сентября 1956 года он скончался после продолжительной болезни.

А. Краснов. «Не верится» /на смерть Цивилёва Г. А./

При жизни художника не состоялось ни одной персональной выставки, однако его работы, представленные в фондах музеев города и края, показывают пример самоотверженного труда, передают духовную жизнь дальневосточников, красоту природы и города, воспитывают действительные жизненные ценности. Персональные выставки художника проходили в 1956 г. (посмертная выставка), 1983 г., 2004 г. и в 2014-2015 гг. (выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения художника).

В настоящее время в музейном архиве сохранился документ – рукописная копия членского билета Союза советских художников СССР.

описание членского билета художника Цивилёва_page-0001

Страница 1

описание членского билета художника Цивилёва_page-0002

Страница 2

1 из 2

Материалы к посмертной выставке Г. А. Цивилёва, 1956 год: пригласительный билет, каталог, заметка и статья о выставке.

Пригласительный билет на посмертную выставку 1956 Родителям художника

материалы к посмертной выставке Г. А. Цивилёва

Пригласительный билет на посмертную выставку 1956_page-0002

материалы к посмертной выставке Г. А. Цивилёва

Пригласительный билет на посмертную выставку 1956_page-0003

материалы к посмертной выставке Г. А. Цивилёва

Пригласительный билет на посмертную выставку 1956_page-0004

материалы к посмертной выставке Г. А. Цивилёва

1 из 4

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

zametka-vystavka-rabot-g.a.-czivilyova.-1956

Заметка «Выставка работ Г. А. Цивилёва». 1956

statya-a.zhmaeva-na-vystavke-g.a.-czivilyova-dvk-02.12.1956

ДВК, 02 декабря 1956. Статья А. Жмаева «На выставке произведений Г. А. Цивилёва»

1 из 2

Материалы к выставке, посвящённой 70-летию со дня рождения Г. А. Цивилёва, 1983 год: пригласительный билет, статьи.

Пригласительный билет на выставку Г.А. Цивилёва 1983_page-0001

материалы к выставке, посвящённой 70-летию со дня рождения Г. А. Цивилёва

Пригласительный билет на выставку Г.А. Цивилёва 1983_page-0002

материалы к выставке, посвящённой 70-летию со дня рождения Г. А. Цивилёва

1 из 2
Елена Юльевна Турчинская (директор музея). Выставка Г. А. Цивилёва, 1983 год
dvk-4-maya-1983-zdravstvujte-georgij-aleksandrovich

ДВК, 4 мая 1983. «Здравствуйте, Георгий Александрович!»

dvk-24.06.1983-statya-zyablova-v.-provereno-vremenem-red

ДВК, 24 июня 1983. Статья Зяблова В. «Проверено временем»

1 из 2

Произведения Г. А. Цивилёва находятся: в Дальневосточном художественном музее (г. Хабаровск), Музее изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре), Городском краеведческом музее (г. Комсомольск-на-Амуре).

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

dvk-ot-22.09.1961.-drachev-n.-statya-pervostroitel-hudozhnik_page-0001-1

ДВК, 22 сентября 1961. Статья Н. Драчёва «Первостроитель-художник»

dvk-13.10.1998-statya-fefilova-p.l

ДВК, 13 октября 1998. Статья П. Л. Фефилова «Душевную опору сегодня нужно искать в искусстве»

Статья о Цивилёве Г.А. А.В. Мащенко июнь, 1982 г.

Статья А. В. Мащенко «Первый художник города», июнь 1982

1 из 3

Статья Евгении Быковой «Истоки и развитие творческой жизни города Комсомольска-на-Амуре 1935-2005 годов»

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Мемориальная доска, посвящённая Цивилёву Георгию Александровичу.

Расположена на доме №12 по проспекту Мира (пересечение ул. Орджоникидзе и пр. Мира), где жил и работал в последние годы художник города, первостроитель Георгий Александрович Цивилёв. Автор памятной доски – член союза художников СССР, заслуженных художник РФ, почётный гражданин города Комсомольска-на-Амуре, скульптор Н. С. Ивлева.
Мемориальная доска была открыта 15 декабря 1984 года.


Мы рады, что помогли Вам с поиском информации. Будем благодарны, если Вы уделите время и ответите на вопросы, поделитесь своим впечатлением от работы с музейным архивом (архивным модулем на официальном сайте музея изобразительных искусств).

Мы используем cookie

Во время посещения сайта Музей изобразительных искусств вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

8 (4217) 59 08 50
Комсомольск-на-Амуре, проспект Мира, 16
Музей на карте
Вт - Пт:
10.00 - 18.00
Сб, Вс:
10.00 - 17.00
Пн:
выходной
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея
Каждый последний четверг месяца музей работает с 12.00 до 20.00
Купить билет