Коллекция зарубежного искусства музея насчитывает свыше двух тысяч  предметов графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XIX-XXI вв. из 14 стран.

Этот раздел музейного собрания знакомит с традиционной и современной культурой Китая, Кореи, Японии — наших дальневосточных соседей.
Искусство Китая, доминантное в дальневосточном регионе, представлено произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства ХIХ-ХХ веков. Уникальна коллекция китайских народных картин «няньхуа» конца ХIХ-начала ХХ вв., выполненных в технике ксилографии, цветной печати, с раскраской от руки. Коллекция (54 картины) была подарена музею известным санкт-петербугским коллекционером Б.Н.Васильевым в 1985 году. В старом Китае яркие декоративные картины с благопожелательными, мифологическими и историко-литературными сюжетами дарили в канун Нового года. На картинах изображены боги богатства, знатности и долголетия, а также сопутствующие им символы. Так, цветок пиона символизирует богатство и знатность, персик – долголетие, олень – блестящую карьеру, летучая мышь – счастье. Мифические близнецы Хэ-Хэ означают пожелания дружбы и согласия. Их атрибуты – лотос (хэ), коробка (хэ), а также монеты и серебряные слитки. Даосский святой Лю Хар изображается с трёхлапой жабой – символом наживания денег. Считается, что волшебная жаба живет на Луне, а три лапы соответствуют трем лунным фазам. Цикл картин, посвященный знаменитому генералу Го Цзыи (697-781), отражает традиционные конфуцианские ценности – преданность императору, почитание старших, сыновний долг. Разнообразие сюжетов и символики китайских народных картин раскрывает мир духовной культуры традиционного Китая.

Интересна музейная коллекция современных китайских картин «гохуа». Такие картины создаются в виде традиционных свитков водяными красками на бумаге и шелке. Природа – главный источник вдохновения для мастеров «гохуа». Пейзаж «горы и воды» передает величие и красоту природы. Жанр «цветы и птицы» учит видеть гармонию и глубинный смысл бытия в малой частице природы – цветке, травинке. Символический подтекст, иероглифическая надпись сообщают картинам «гохуа» философское звучание. Лучшим работам современных китайских художников свойственна острота переживания современного мира с мудростью многовековых художественных традиций.
Декоративно-прикладное искусство Китая традиционно имело высокий статус и отражало стиль эпохи. В музейной коллекции представлены китайские вышивки, изделия из фарфора и фаянса, резного камня ХIХ-ХХ веков. Универсальный язык символов и высокое мастерство исполнения свойственно всем видам изобразительного искусства Китая.

Японское искусство, испытав значительное влияние китайской культуры, выработало, тем не менее, самобытный художественный язык. Коллекция музея отражает особенности традиционного японского искусства: условность и остроту экспрессии, лаконизм и цельность форм, цветовую гармонию, умение с помощью фрагмента, намёка передать обобщённые представления о мире и человеке.
Гравюры Киотской школы середины ХIХ века на мифологические и литературные сюжеты изысканы в своей графической и цветовой тонкости. К наиболее ценным экспонатам относится праздничное кимоно, подаренное музею японским художником Миямото Цутому в 2000 году. Выполненное из чёрного шёлка на белом подкладе, кимоно вышито традиционным узором золотыми и серебряными нитями. Кимоно восхищает торжественностью и изяществом и отражает высокий вкус мастеров декоративно-прикладного искусства Японии.
Миямото Цутому подарил музею серию живописных и графических картин – акварельные пейзажи Японии, Кореи, российского Дальнего Востока, абстрактные полотна и графические листы. В его творчестве сочетаются высокая степень условности японского искусства и завоевания европейского и американского абстрактного искусства ХХ века. Работы художника отмечены самобытностью и художественной выразительностью, поэтическим отношением к миру, человечностью.
Друзья Миямото Цутому подарили музею набор предметов для чайной церемонии, кимоно, блузы хаори, предметы традиционного рукоделия, национальные игрушки. Выставки, творческие и дружеские контакты помогли музею создать коллекцию традиционного и современного искусства Японии.

В музейном собрании представлены живопись и народные промыслы Северной Кореи. В пейзажной живописи корейские художники виртуозно используют приемы рисования кистью и водяными красками. В 1960-е годы в Корее появился такой вид искусства как «манненхва» — мозаика из раковин. С помощью цветного ракушечника художники создают живописные образы природы. Этот вид творчества, представленный в музейной коллекции, сочетает элементы прикладного и изобразительного искусства. Корейские мастера используют и другие природные материалы – порошок самоцветных камней, перья птиц. В музее представлены корейские вышивки, фарфор, национальный костюм.
Коллекция монет Китая (VII-ХХ вв.) и Японии (ХVII-ХХ вв.) расширяет наши знания по истории и культуре дальневосточных стран.
Таким образом, музейное собрание знакомит зрителей с традиционным и современным искусством Китая, Кореи, Японии.

Посмотреть все предметы коллекции МУК «Музей изобразительных искусств»

Мы используем cookie

Во время посещения сайта Музей изобразительных искусств вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

8 (4217) 59 08 50
Комсомольск-на-Амуре, проспект Мира, 16
Музей на карте
Вт - Пт:
10.00 - 18.00
Сб, Вс:
10.00 - 17.00
Пн:
выходной
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея
Каждый последний четверг месяца музей работает с 12.00 до 20.00
Купить билет