Наш музей одним из первых на Дальнем Востоке стал экспонировать в своих стенах, коллекционировать, хранить и изучать детское творчество. Огромная заслуга в этом принадлежит директору музея с 1985 по 1996 гг. Елене Юльевне Турчинской. Она была инициатором создания в музее отдельного самостоятельного сектора музейной педагогики, который стал теоретическим и практическим центром по вопросам художественного образования и воспитания музейными средствами.
Сектор был создан 15 февраля 1991 году, а чуть позднее впервые в музее открылась выставка детского творчества. На ней демонстрировались работы ребят, которые занимались в Центре детского творчества «Нафаня» при музее. Яркие, непосредственные, творческие работы и проекты детей поразили зрителей и искусствоведов. Именно тогда и возникла идея создания коллекции детского творчества в секторе музейной педагогики. Первые работы стала собирать, хранить и изучать заведующая сектором с 1991 по 2001 гг. Харина Ирина Васильевна, за это время на учёт было поставлено около 100 работ.
В основных фондах музея уже имелась коллекция детских рисунков – это дар С.С.Витухновской. Именно под её началом проходили первые в нашем городе выставки детского творчества (1930-1940-е гг. 20 века). В них принимали участие воспитанники изостудии Дома пионеров и школьников и подшефный кружок студии Нижне-Халбинской нанайской школы. Но это была часть основного фонда музея, а собственная коллекция сектора начала формироваться в конце 90-х гг. 20 века с музейных выставок детского творчества, которые с 90-х годов проходили под общим названием «Мир и фантазия».
Подобные выставки стали основным источником пополнения коллекции, но не единственным. Архивы изостудий и кружков декоративно-прикладного творчества нашего города, выставки краевого масштаба также способствовали поступлению новых работ. Но коллекция сектора состоит не только из работ юных россиян, её разнообразили работы детей зарубежных стран. Такие поступления стали возможны благодаря международным контактам учреждений и отдельных лиц нашего города.
Так, например, часть китайских рисунков были переданы в дар музею заслуженным художником РСФСР Короленко Е.В., которому довелось побывать в Китае в г.Муданьцзяне. Он был знаком с директором института Каллиграфии и живописи, господином Тан Фан Куаном, который посодействовал художнику в передаче нескольких работ в Комсомольск. Благодаря этому подарку протянулся мостик дружбы и понимания между двумя великими державами и маленькими городами – Комсомольском и Муданьцзянем.
Разными путями попали в фонд сектора музейной педагогики рисунки детей Японии. Одни были переданы администрацией города, это рисунки из города Ниигаты, другие – благодаря дружбе музея с японским художником Миямото Цутому. Первые рисунки, привезённые из Японии, демонстрировались в «Экзотуре», затем в МОУ сош № 36, потом они попали в музей. Рисунки, привезённые Миямото, стали внушительной частью коллекции. Взамен японских рисунков в Японию художник повёз работы из Центра детского творчества «Нафаня» при музее изобразительных искусств, потом к этим обменам подключились художественные и общеобразовательные школы. Сейчас такие обмены стали традиционными и проводятся почти каждый год.
Коллекция сектора представлена также работами итальянских детей. Эти рисунки подарил музею комсомольчанин Логинов Юрий, который часто по своей работе бывал в Италии. Все эти работы выполнены учениками SKOLE MEDIA STATALE (Cecina).
Сегодня фонд детского рисунка насчитывает 250 работ, выполненные в период с 90-х годов 20 века по 2000-е годы. В основном это графические работы в самых различных техниках: акварель, гуашь, тушь, пастель, восковой карандаш и другие. А также произведения декоративно-прикладного творчества: коллаж, аппликация, смешанная техника.
Коллекция состоит из двух больших разделов:
Творчество детей России
- Рисунки детей Комсомольска-на-Амуре;
- Рисунки детей Дальневосточного региона.
Творчество детей зарубежных стран
- Япония;
- Китай;
- Италия;
- США.
При отборе работ в коллекцию детского творчества предпочтение отдается произведениям, в которых проявлена изобретательность, фантазия в замысле или способе воплощения, применены новые техники и материалы. Важным фактором является также художественная выразительность образа, яркость и зрелищность, которые играют основную роль в экспозициях детского творчества, ведь их главная суть – приносить эстетическое удовольствие зрителям, вызывая самые разные чувства.
Посмотреть все предметы коллекции МУК «Музей изобразительных искусств»