Коллекция русского искусства начала формироваться в 80-е годы прошлого столетия в большинстве своем из разрозненных, случайно приобретенных предметов. Начало её созданию положили поступления из МК СССР, затем закупки единичных произведений у частных лиц. Собрание включает в себя живопись, графику, произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуру. Основу коллекции составляют графические произведения русских художников, большая часть которых приобретена музеем в 1985-1987 годах в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) у коллекционера Бориса Николаевича Васильева. Работы выполнены в технике резцовой гравюры и литографии известными мастерами, такими как И.В.Чесский, Е.А.Скотников, К.Ф.Гун, С.Ф.Галактионов, А.Г.Ухтомский. Основная тема графических листов – природа и быт аборигенов материковой части Дальнего Востока и острова Сахалин. Кроме гравюры раздел графики включает в себя карандашный рисунок, эскизы костюмов к театральным постановкам, выполненные известными художниками К.А.Коровиным, Л.С.Бакстом, А.Я.Головиным.
Собрание станковой живописи немногочисленно. Картины выполнены маслом на холсте, в реалистичной манере, свойственной провинциальной школе живописи XIX – начала XX веков; уровень их выполнения достаточно высок.
Раздел иконописи в собрании музея отражает духовную и живописную культуру конца XIX – начала XX веков. Иконы приобретались, как правило, у наследников первоначальных владельцев, переселившихся на Дальний Восток из разных регионов России. Стиль исполнения большинства из них – народный, развившийся как вариант среднерусского, не детализированный, но выразительный. Стилевые признаки, характеризующие ту или иную иконописную школу, во многом нивелированы, поэтому определить точное место написания, чаще всего, не представляется возможным. Все иконы, кроме “Богоматери Знамения”, выполненной в технике шелкография, написаны темперой или маслом с использованием классической обработки живописной поверхности. В коллекции представлены иконографические типы Богоматери (Одигитрия, Умиление, Знамение), Иисуса Христа, церковных праздников, образы претерпевших муки святых.
Раздел иконописи дополняет литая пластика, представленная в собрании музея складнями, как полными, так и отдельными их фрагментами: створками, распятиями.
Иконы в собрании Музея изобразительных искусств
Уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т.е. образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись». Иконопись в наиболее общем смысле – это создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или ходе христианского богослужения. Икона – это священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
В Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре хранятся иконы, самая древняя из которых датирована концом ХVIII века. Коллекция произведений иконописи формировалась на протяжении 30 лет. Некоторые шедевры находили сотрудники музея во время экспедиций, а также жители города приносили в музей иконы, доставшиеся им от предков- переселенцев, для которых государством были созданы благоприятные экономические условия для переезда и проживания на новой местности. Со всей концов огромной страны люди, переезжая, привозили всё свое имущество (домашний скот, предметы быта, в том числе и иконы). Икона – это тот атрибут, церковная утварь, которая делает каждый дом православного человека духовной крепостью, где тепло, семья, уют. Этим объясняется многообразие иконописных школ и изображенных сюжетов. Пик переселения пришел на вторую половину ХIX в., в связи с отменой крепостного права. В 1917 г. свершилась революция, повлекшая за собой глобальные изменения в умах людей, началась пропаганда атеизма. Из-за чего многие произведения иконописи были безвозвратно утеряны.
Пятнадцатью годами позже, в 1932 году, образован г. Комсомольск-на-Амуре, отрядами комсомольцев посреди тайги на месте села Пермское. Комсомол являлся массовой организацией, которая имела колоссальное влияние во всех сферах жизни. Город был построен в годы воинствующего атеизма. Несмотря на это, многие жители нашего города оставались верующими и сумели сохранить доставшиеся от предков произведения иконописи, привезенные из далеких мест. С течением времени отношение к православию изменилось, и с 1973 года верующие основали приход в жилом доме, который был куплен на средства верующих и оборудован как храм, в нем имеется иконостас, внутренняя роспись, алтарь, купол с крестом.
Коллекция предметов живописных икон в собрании Музея изобразительных искусств насчитывает 29 единиц. Все они поступили в собрание музея в период с 1987 по 1993 г. Из них 20 единиц были закуплены, остальные – приняты в дар. Самая ранняя икона датирована ХVIII в. В основном в коллекции живописных икон Музея изобразительных искусств представлены иконы, выполненные в технике темперы.
Коллекция предметов культа в собрании Музея изобразительных искусств насчитывает 37 единиц (иконы, складни, подвеска, распятие, рама киот, риза священника). Все они поступили в собрание музея в период с 1982 по 1998 г. Из них 29 единиц были закуплены у частных лиц, остальные были приняты в дар. Использование предметов культа воспринималось и воспринимается как один из способов общения с Божьим миром. Предметами культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов.
Коллекция икон музея требует дальнейшего изучения. При успешной реставрации возможно создание тематических экспозиций по данному направлению.
Посмотреть все предметы коллекции МУК «Музей изобразительных искусств»