30 июня 2021

«Память» Вениамина Шкраба

Волкова Ольга Ивановна, зав.сектором современного искусства,
МУК «Музей изобразительных искусств», г. Комсомольск-на-Амуре.

ВЕНИАМИН ЛЬВОВИЧ ШКРАБ
(05.06.1915-26.05.1987)

В преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в Музее изобразительных искусств г.Комсомольска-на-Амуре была подготовлена выставка живописи, графики и скульптуры «Их глазами мы видим войну» из собрания музея. Ключевыми произведениями экспозиции стали работы художников-фронтовиков, видевших войну своими глазами и через всю жизнь пронесших воспоминания об этих страшных 1418 днях и ночах. 900 человек – членов Союза художников сражались на фронтах Великой Отечественной войны, многие пали смертью храбрых, проявляя мужество и героизм, и были удостоены самых высших званий и наград. Они прошли войну от первого до последнего выстрела. Их художественные произведения – живая летопись тех далеких от нас дней,  а память о Победе в Великой Отечественной войне  –   одна из немногих духовных ценностей, которые поддерживают и цементируют силы общества.

Послевоенное время поставило перед художниками  сложную и благородную задачу: увековечить для потомков образы защитников страны, героев фронта и тыла, отважных партизан. Тематические композиции и  портреты раскрывали лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.

Но особое место среди произведений военной тематики занимает изображение личных вещей солдат (письма, ордена, медали, военная форма, оружие). Представленный в экспозиции «Их глазами мы видим войну» натюрморт «Память» Вениамина Львовича Шкраба производит одинаково глубокое впечатление на зрителя любого возраста не только благодаря тематике, но и особенному воздушному колориту, который порой звучит сильнее ярких контрастных полотен.

Вениамин Львович, несмотря на «белый билет», начал войну 28 июня 1941 года рядовым 11 стрелковой дивизии на Южном фронте. В декабре 1941 года участвовал в боях под Москвой. Служил в маскировочной роте, потом в инженерно-саперных войсках. Прошел войну от рядового до старшего лейтенанта. Был несколько раз ранен. Закончил войну в сентябре 1945 года на Дальнем Востоке, был демобилизован в декабре 1945-го. [1, с.2]

От суровых лет войны у В.Л.Шкраба осталось более сотни рисунков и набросков, выполненных углем или простым карандашом, т.к. создавать что-то более значительное не позволяли условия фронтовой жизни. Автор скрупулезно и детально фиксировал все моменты солдатского и военного быта: лица однополчан, военную технику, пленных японских солдат. Особенной теплотой проникнуты портреты боевых товарищей («Портрет ефрейтора И.Маслова», «Гвардии сержант Лимонов»). [3, с.4-5]

Спустя более 30-ти лет мирной жизни,  Вениамин Львович пишет натюрморт-обобщение «Память», переосмысливая тему Великой Отечественной  войны в своем  творчестве. Это будет заключительное произведение, посвященное ВОв в творчестве автора.

Теплый майский день, открытое окно, в которое врывается яркое весеннее солнце и звуки победных маршей. В залитой солнечным светом комнате – стол, накрытый белой скатертью, на нем в центре – ордена и медали участника ВОв,  справа от них –  каска защитного цвета с красной звездой. За орденами  расположен  черный радиоприемник с длинной антенной, за ним находится связка разноцветных глянцевых воздушных шаров. На дальнем плане –  струящаяся светлая занавеска и оконная рама. Композиционный центр картины –  ордена и медали. Автор изображает Орден Отечественной войны I степени, Медаль за Победу над Германией, Медаль за взятие Кенигсберга, Медаль за Победу над Японией, Медаль 50 лет Вооруженных сил. При построении композиции Вениамин Львович недаром помещает их в центр, привлекая внимание к самому важному: все эти ордена и медали принадлежали самому художнику, а значит, натюрморт становится очень личным.

Композиционный центр поддерживают второстепенные предметы: радиоприемник и воздушные шары, уравновешивающие композицию. Благодаря вытянутому кверху шару, композиция приобретает форму треугольника, что придает композиции устойчивость и равновесие.

Композиция перед нами ассиметричная, при этом левая и правая части картины находятся в равновесии:  небольшая темная шероховатая каска с правой  стороны  уравновешивается удлиненными прозрачными глянцевыми шарами с левой.

Общий колорит натюрморта В.Л.Шкраба приглушенный, высветленный: в каждый цвет художник добавляет белую краску, т.е. разбеляет цвета, делая их менее насыщенными. Такое колористическое решение неслучайно и как нельзя лучше передает атмосферу праздника 9 мая. День Победы  – это Великий праздник  для нашей Родины, но это «праздник со слезами на глазах»: в этот день мы вспоминаем миллионы жизней советских воинов, которые были отданы за Великую Победу.

Картина очень символична: связка ярких шаров ассоциируются с праздником и детством, каска воина и медали – с поколением ветеранов, которые воевали за Родину. Соединенные в одной картине они символизируют связь поколений и непрерывность Жизни.

Постоянные поиски эстетических решений, которые привлекут зрителя, и затронут самые глубокие чувства в его душе, сопровождали Вениамина Львовича  на протяжении всего творческого пути. В соавторстве с Н.С.Пановым был создан Мемориальный комплекс «Павшим в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (1968-1970), расположенный на Площади С.О.Макарова перед заводом имени Ленинского комсомола (в настоящее время Амурский судостроительный завод) в Комсомольске-на-Амуре. Идейное решение принципиального для художника монумента пришлось отстаивать перед партийной комиссией: «Вы не по-ни-маете! Вы не понимаете, это мое решение вовсе не случайно. Почему я размещаю имена павших героев-заводчан с обратной стороны монумента? Потому что если их поместить на передней части стены, как вы хотите, то ежедневно мимо будет проноситься толпа спешащих на работу и с работы людей, которым некогда остановиться, прочесть, задуматься. Да это же просто-напросто неуважение к людям, отдавшим за нас свои жизни! За монументальной стеной надо оборудовать скамейками сквер с фонтаном, чтобы в тишине, не торопясь, можно было прочесть эти имена, вспомнить этих людей, подумать об их нерожденных детях, осознать боль утраты. К тому же с той стороны встает солнце, озаряя и согревая дорогие сердцу имена, я бы не хотел помещать их на теневой, холодной стороне…» [6, с.9]

Проект поражает величием и, одновременно, душевной теплотой замысла, техникой исполнения, простотой и выразительностью созданного образа. Полный достоинства и сдержанной скорби монумент не устарел, он и сегодня смотрится актуально. Первая часть комплекса – солдатское сердце, пробитое пулей, с чуть поблескивающей в нем солдатской  каской, открыта 24-го октября 1968 года. Поодаль – вторая часть комплекса – горизонталь красной стены, на которую нанесены фамилии погибших воинов-судостроителей – открыта 3-го сентября 1970 года. Художник сумел отстоять свой замысел: имена павших героев разместили с восточной стороны, но до сквера и фонтана дело так и не дошло. Как это часто  бывает, «любое позитивное предложение наталкивается на недостаток фондов». Вениамин Львович страшно переживал подобные недоделки, половинчатые решения, недопонимание власть имущих. [6, с.11]

Со страстной прямотой автор выражает всю ненависть к войне в масштабном программном полотне «Коммунисты» («Непокоренные»), к которому были сделаны десятки эскизов и набросков.  Картина писалась в 20-летию Победы в Великой Отечественной войне.  Она ознаменовала переломный момент в его творчестве. Здесь художник, как нигде более, скуп в использовании цвета, но градации фиолетового и серого восполняют аскетически ограниченную цветовую палитру, выражающую образный строй замысла художника. На картине изображены узники гитлеровского концлагеря, изможденные до состояния скелетов, но с выражением непоколебимого превосходства и железной стойкости на скуластых лицах. Картина-вопль, картина-протест против ужасов войны, напоминание о перенесенных народом страданиях, картина-предостережение. Он сражался за свое произведение, уверенный в своей правоте и в торжестве справедливости. [6, с.12] Отправился сам в Москву, обивал пороги различных инстанций. В письме жене он писал: «Жду 12 апреля, дня просмотра выставкомом работы «Коммунисты». Работ много – со всего Союза, так что конкуренция огромная. В общем, делать нечего: иду сражаться, раз приехал». [2, с.157] К сожалению, девиз «сражаться, раз приехал» не помог автору: на всесоюзную выставку в Москве полотно не попало, отвергнутое выставкомом как «возвеличивающее муки и страдания» и «не соответствующее общему направлению выставки». Всеобщее ликование, салюты и радостные лица победителей – вот что нужно было в то время изображать, чтобы отвлечь внимание от подсчета бесчисленных жертв войны, от непомерно высокой цены, которую заплатила страна за Победу. «Все делается, чтобы искусство было формальным, поверхностным», –  с горечью замечает Вениамин Львович в письме семье. [6, с.12]

Только поддержка семьи и его жены Ефросиньи Антоновны помогла автору пережить это решение выставочного комитета. Супруги многое пережили вместе. Их свела судьба в августе 1944–го в полевом госпитале в Польше, куда накануне его, тяжелораненого, принес на себе друг, разведчик Дюковский, автоматом угрожая врачам: «Что случится с командиром – всех перестреляю!» Командир был весь испещрен ранами, и его состояние внушало нешуточную тревогу. Стрелять ему не пришлось, израненного Веню успешно прооперировали, а сдать для него кровь и выхаживать вызвалась всеобщая любимица –  медсестра Симочка. Такая милая, улыбчивая и веселая, что весь госпиталь называл ее Солнышком. Простая девчонка из украинского села сумела разглядеть в скромном лейтенанте любовь всей своей жизни, а в его бархатных карих глазах за толстенными стеклами очков – ответное чувство. Вскоре тут же, в госпитале, они и поженились, а в пять утра расстались: передислокация. И медовый месяц видели друг друга только во снах. Зато встретились спустя полгода в Пруссии и уже не расставались ни во время Японской, ни в мирное время. [2, с.160]

После демобилизации Шкрабы остались на Дальнем Востоке, в Хабаровске. С каким же наслаждением, с каким азартом возвращается Вениамин Львович к своему призванию –  живописи! Здесь, работая в Хабаровском товариществе художников, он проявляет себя как активный, талантливый мастер, культура цвета и манера письма которого полностью лежат в русле классической традиции московской живописной школы. Сказалось прекрасное образование, которое он получил в Одесском художественном институте и в Московском институте повышения квалификации художников-живописцев у профессоров С. В. Герасимова и   Б. В. Иогансона.

В 1955 году семья переехала в Комсомольск-на-Амуре, который отныне станет их родным городом. Здесь Вениамин Львович стал председателем городского художественного совета, руководил студией самодеятельных художников и бюро технической эстетики завода имени            Ленинского комсомола, был депутатом городского совета, главным художником города. В 1960-е его стиль заметно меняется, классическая манера письма уступает место импрессионистической и постимпрессионистической подаче цвета. Проникнувшись величественной красотой дальневосточной природы, он пишет пейзажи, увлеченно исследуя цветовые впечатления. Особое место теперь в его творчестве занимает портрет. С удивительной трепетностью изображал Вениамин Львович людей, внимательно изучая их, стараясь понять внутренний мир. Автор писал людей интеллектуально богатых, честных. Именно эти качества он ценил больше всего. Причем художника чаще привлекала не пора юности, а детство, когда особенно пронзительно звучит искренность ребенка, начинающего свой жизненный путь. Мастер не безразличен и к людям среднего и старшего возраста, прошедшим путь становления: его привлекает обаяние душевного благородства, приобретение жизненного опыта. Он изображает заводчан-судостроителей, асфальтоукладчиц и спортсменок, студентов и героев труда, сварщиков, такелажников и соратников по цеху –  художников. Но никого Вениамин Львович так охотно и так часто не писал, как жену, а она смиренно позировала как угодно долго, порой до ломоты в спине. [6, с.13]

Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре самим фактом своего существования во многом обязан подвижнической деятельности семьи Шкрабов. Именно Вениамин Львович, повстречав на творческой даче в Подмосковье московских художников и подружившись с ними, после вдохновенного рассказа о Комсомольске – городе необычной судьбы, озвучил идею создания в нем художественного музея. В октябре 1964 года Хоскель Моисеевич Сандлер и Софья Семеновна Витухновская, новые друзья  Шкраба, сами побывавшие в городе Юности еще в 1937 году, через газеты «Советская культура» и «Московский художник» обратились с открытым письмом к художникам Советского Союза: «Подарите картины комсомольчанам!».

В 1966 году после активных усилий неутомимой Ефросиньи Антоновны, которая в то время уже стала заведующей отделом культуры горисполкома, художественную галерею, будущий Музей изобразительных искусств, открыли. Сбылась заветная мечта супругов Шкраб – в городе появилось особое место,  аккумулирующее красоту, которая пронизывает наш мир, воплощая идею созидания. Они оба искренне считали, что культура есть смысл и цель существования государства. [6, с.13]

В 2021 году Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, собрание которого на сегодняшний день насчитывают уже более 19 тысяч экспонатов, отмечает свое 55-летие. Сотрудники музея бережно хранят живописные и графические произведения Вениамина Львовича, переданные в дар семьей художника. Эти фронтовые зарисовки, эскизы, многофигурные композиции, портреты, пейзажи и натюрморты, как кусочки мозаики, складываются в своеобразный автопортрет самого Художника. Он говорил: «У картины нужно постоять, может быть неоднократно, пока чувство твое не начнет биться синхронно с мыслями и чувствами, повелевавшими движением руки художника. Важно вникнуть в цветовой и линейный ритм, видение художником мира, научиться понимать этот мир чувством». И художник Вениамин Львович Шкраб приглашает своего зрителя к неспешному разговору о Прекрасном и Восхитительном, имя  которому Жизнь!

Список литературы:

  1. Дружинина В.В.,  Дружинин Р.В. Вениамин Львович Шкраб: каталог. – Комсомольск-на-Амуре: ООО ПКП «Жук»,  2015. С. 1-5.
  2. Кубанова Т.А. Постигая сущность Красоты. – Хабаровск: Издательство Приамурского географического общества (Комсомольск-на-Амуре: ООО ПКП «Жук»), 2002. С.151-166.
  3. Турчинская Е.Ю. Вениамин Львович Шкраб: каталог. – Комсомольск-на-Амуре, 1988. С. 3-7.
  4. Художники Комсомольска-на-Амуре 1932-2012: книга/ авт.-сост.: П.Л. Фефилов.        – Комсомольск-на-Амуре: М-во культуры Хабаровского края, 2012. С.360-361.
  5. Художники Хабаровского края: альбом/ авт.-сост.: Т.А. Давыдова, Т.А.Давидова, В.А.Шишкина, П.Л. Фефилов, Т.В.Лементович.     – Хабаровск: М-во культуры Хабаровского края, 2011. С.52-53.
  6. Чанова Т.Г. И целой жизни мало// Словесница искусств. – 2015. — №2 (36).  С. 9-13

 Интернет-источники:

  1. https://budupomnit.ru/groups/1114
  2. http://kmsmuseum.ru/node/16031
  3. https://pamyat-naroda.su/awards/anniversaries/1524568858
  4. https://www.dvnovosti.ru/komsomolsk/2015/10/12/40735/
  5. https://www.slovoart.ru/node/2097
Мы используем cookie

Во время посещения сайта Музей изобразительных искусств вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

8 (4217) 59 08 50
Комсомольск-на-Амуре, проспект Мира, 16
Музей на карте
Вт - Пт:
10.00 - 18.00
Сб, Вс:
10.00 - 17.00
Пн:
выходной
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея
Каждый последний четверг месяца музей работает с 12.00 до 20.00
Купить билет