20 января 2023

«Легенда Хабаровского края»

Вы, Елена Николаевна, будете первым зрителем  моей новой картины.

Предложение было столь заманчивым, что спустя полчаса я была в мастерской художника, члена Союза Художников России, члена Союза Художников Народного Искусства, преподавателя художественной школы, Дениса Михайловича Самар. На мольберте было установлено панно –триптих  «Легенда Хабаровского края». Работа была создана в июле 2022 года, в самый жаркий летний месяц, и казалось, что ощущение тепла, как от свежеиспечённого хлеба, исходит от  неё до сих пор. 

   Хабаровский край… Какие картины всплывают в вашей памяти при этом словосочетании? Уголки таёжных троп, вершины покорённых сопок, перекаты быстрых горных рек и речушек, широкая гладь Амура. Но можете ли вы представить силуэт карты как самостоятельный персонаж?!

    Хабаровский край — огромный регион нашей Родины. Одно из самых ярких  изображений, публикуемых в атласах, это карта края, на которой места исконного проживания коренных этносов отмечены героями иллюстраций народного художника РСФСР Геннадия Дмитриевича Павлишина. Нанайцы, ульчи, нивхи, негидальцы, удэгейцы, эвены, эвенки и орочи в традиционных костюмах словно стоят на страже  дальневосточных просторов.

     Недавно в сети Интернет появилась еще одна необычная карта – «Вышитая карта России». Это был проект Правительства Чувашской Республики при поддержке Федерального агентства по делам национальностей http://вышитаякартароссии.рф/. Сама карта хранится в Чувашском национальном музее.  Хабаровский край для неё вышивали мастерицы из села Джари.

        Получается, что идея изобразить наш край как орнаментальное панно витала в воздухе. Художник Денис Михайлович Самар воплотил её в жизнь, предложив свой облик Хабаровского края. В его интерпретации это территория союза Воды и Земли. Такова идея центральной части  панно, напоминающего лоскутную мозаику.

     Большой кусок бересты  так пропёкся летним солнцем, что от него удалось отделить только 4 тонких крупных листа, таким образом, предстоящая работа практически не давала права на ошибку в тончайшей резьбе по бересте.    Поэтому так кропотливо подбирался каждый элемент узора на панно. Денис Михайлович работал с книгами и альбомами по искусству коренных народов Дальнего Востока, обращался к  музейным собраниям, советовался с народными  мастерами.  Сначала художник скрупулезно перенёс все символы районов края на эскиз, однако получился хаос.  Поэтому в окончательном варианте «лоскутного одеяла» осталась только идея единения малых частей внутри  одного большого целого. По структуре все три части триптиха согласуются с нанайской иконографией изображения Родового и Мирового Древа. Внизу размещены ящерицы и  черепахи; в середине  –  рыбки (область воды), медведь, олени, соболи, белки (земные угодья); вверху  – всевозможные птицы.  Центральная часть панно как раз и посвящена союзу покрытых тайгой горных хребтов и омывающих их морских просторов, а соединяет их меж собой ажурный силуэт Хабаровского края на тёмно-зелёном фоне, по которому пролегает Амур – добрый Дракон Мангбо.  Среди чешуйчатой шкуры дракона мелькают юркие рыбки, притоки  реки образуют его когтистые лапы, а за левым локтем верхней лапы спрятались Шантарские острова.

       Левые и правые части посвящены каждый своей стихии – Земле и Воде. Всё панно выполнено в цветах флага Хабаровского края.  Было очень сложно создать эффект симметрии правого и левого полей триптиха, ведь симметрия – это  важная часть приамурской орнаментальной традиции. Однако в работе профессионального художника это тонко выстроенная иллюзия.  Стоит приглядеться внимательно — и мы погружаемся в игру «найди отличия».

      Правая часть панно полна ритмичных волн. Они омывают гибкий хвост Дракона, увенчанный пышной кистью, но их ритмичность  спрятана стайками рыб, «разбита» веточками водорослей.  В левой части так же гибко поднимает свои ветки к солнцу росток Родового Древа нашего края. В его корнях мы видим мощное основание – опору на автохтонные мотивы, связывающие нас с миром предков, у его ствола, сплетаясь с  ветвями закрученными рогами,  живёт пара оленей, символизируя мощь и добрую волю ныне живущих. Вверх по ветвям бегут белки и соболи – древние образы богатства. А на самом верху раскинули крылья птицы, это символ свободы будущих поколений. 

      В правой водной части мы найдём изображение тюленей и чаек. Два этих элемента побудили автора, прекрасно знающего родные узоры, к настоящему поиску первооснов. Увы, ни книги, ни музеи, ни опытнейшие мастерицы  из числа приморских народов – нивхов, айнов, не смогли помочь. Способ изображения чаек и тюленей Денис Самар придумал сам, в конце концов, что такое народное искусство, как не вклад каждого национального мастера! Правая «морская» часть триптиха обогащает нанайские традиции двумя новыми ажурными узорами. В целом же панно  Дениса Михайловича Самар «Легенда Хабаровского края» — это настоящая энциклопедия нанайского орнамента, новое визуальное воплощение родного Хабаровского края, а также прекрасный  подарок всем нам в преддверии его дня рождения!

Береснева Е.Н. , специалист экспозиционно-выставочного отдела МУК «Музей изобразительных искусств»
октябрь 2022

Денис Михайлович Самар
Легенда Хабаровского края. 2022. Ткань, береста, акрил, резьба
Мы используем cookie

Во время посещения сайта Музей изобразительных искусств вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

8 (4217) 59 08 50
Комсомольск-на-Амуре, проспект Мира, 16
Музей на карте
Вт - Пт:
10.00 - 18.00
Сб, Вс:
10.00 - 17.00
Пн:
выходной
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея
Каждый последний четверг месяца музей работает с 12.00 до 20.00
Купить билет