Вы, Елена Николаевна, будете первым зрителем моей новой картины.
Предложение было столь заманчивым, что спустя полчаса я была в мастерской художника, члена Союза Художников России, члена Союза Художников Народного Искусства, преподавателя художественной школы, Дениса Михайловича Самар. На мольберте было установлено панно –триптих «Легенда Хабаровского края». Работа была создана в июле 2022 года, в самый жаркий летний месяц, и казалось, что ощущение тепла, как от свежеиспечённого хлеба, исходит от неё до сих пор.
Хабаровский край… Какие картины всплывают в вашей памяти при этом словосочетании? Уголки таёжных троп, вершины покорённых сопок, перекаты быстрых горных рек и речушек, широкая гладь Амура. Но можете ли вы представить силуэт карты как самостоятельный персонаж?!
Хабаровский край — огромный регион нашей Родины. Одно из самых ярких изображений, публикуемых в атласах, это карта края, на которой места исконного проживания коренных этносов отмечены героями иллюстраций народного художника РСФСР Геннадия Дмитриевича Павлишина. Нанайцы, ульчи, нивхи, негидальцы, удэгейцы, эвены, эвенки и орочи в традиционных костюмах словно стоят на страже дальневосточных просторов.
Недавно в сети Интернет появилась еще одна необычная карта – «Вышитая карта России». Это был проект Правительства Чувашской Республики при поддержке Федерального агентства по делам национальностей http://вышитаякартароссии.рф/. Сама карта хранится в Чувашском национальном музее. Хабаровский край для неё вышивали мастерицы из села Джари.
Получается, что идея изобразить наш край как орнаментальное панно витала в воздухе. Художник Денис Михайлович Самар воплотил её в жизнь, предложив свой облик Хабаровского края. В его интерпретации это территория союза Воды и Земли. Такова идея центральной части панно, напоминающего лоскутную мозаику.
Большой кусок бересты так пропёкся летним солнцем, что от него удалось отделить только 4 тонких крупных листа, таким образом, предстоящая работа практически не давала права на ошибку в тончайшей резьбе по бересте. Поэтому так кропотливо подбирался каждый элемент узора на панно. Денис Михайлович работал с книгами и альбомами по искусству коренных народов Дальнего Востока, обращался к музейным собраниям, советовался с народными мастерами. Сначала художник скрупулезно перенёс все символы районов края на эскиз, однако получился хаос. Поэтому в окончательном варианте «лоскутного одеяла» осталась только идея единения малых частей внутри одного большого целого. По структуре все три части триптиха согласуются с нанайской иконографией изображения Родового и Мирового Древа. Внизу размещены ящерицы и черепахи; в середине – рыбки (область воды), медведь, олени, соболи, белки (земные угодья); вверху – всевозможные птицы. Центральная часть панно как раз и посвящена союзу покрытых тайгой горных хребтов и омывающих их морских просторов, а соединяет их меж собой ажурный силуэт Хабаровского края на тёмно-зелёном фоне, по которому пролегает Амур – добрый Дракон Мангбо. Среди чешуйчатой шкуры дракона мелькают юркие рыбки, притоки реки образуют его когтистые лапы, а за левым локтем верхней лапы спрятались Шантарские острова.
Левые и правые части посвящены каждый своей стихии – Земле и Воде. Всё панно выполнено в цветах флага Хабаровского края. Было очень сложно создать эффект симметрии правого и левого полей триптиха, ведь симметрия – это важная часть приамурской орнаментальной традиции. Однако в работе профессионального художника это тонко выстроенная иллюзия. Стоит приглядеться внимательно — и мы погружаемся в игру «найди отличия».
Правая часть панно полна ритмичных волн. Они омывают гибкий хвост Дракона, увенчанный пышной кистью, но их ритмичность спрятана стайками рыб, «разбита» веточками водорослей. В левой части так же гибко поднимает свои ветки к солнцу росток Родового Древа нашего края. В его корнях мы видим мощное основание – опору на автохтонные мотивы, связывающие нас с миром предков, у его ствола, сплетаясь с ветвями закрученными рогами, живёт пара оленей, символизируя мощь и добрую волю ныне живущих. Вверх по ветвям бегут белки и соболи – древние образы богатства. А на самом верху раскинули крылья птицы, это символ свободы будущих поколений.
В правой водной части мы найдём изображение тюленей и чаек. Два этих элемента побудили автора, прекрасно знающего родные узоры, к настоящему поиску первооснов. Увы, ни книги, ни музеи, ни опытнейшие мастерицы из числа приморских народов – нивхов, айнов, не смогли помочь. Способ изображения чаек и тюленей Денис Самар придумал сам, в конце концов, что такое народное искусство, как не вклад каждого национального мастера! Правая «морская» часть триптиха обогащает нанайские традиции двумя новыми ажурными узорами. В целом же панно Дениса Михайловича Самар «Легенда Хабаровского края» — это настоящая энциклопедия нанайского орнамента, новое визуальное воплощение родного Хабаровского края, а также прекрасный подарок всем нам в преддверии его дня рождения!
Береснева Е.Н. , специалист экспозиционно-выставочного отдела МУК «Музей изобразительных искусств»
октябрь 2022