Волкова, О.И., зав.сектором современного искусства
Коллекция живописи МУК «Музей изобразительных искусств» по праву считается одной из самых интересных среди собраний других дальневосточных музеев. На сегодняшний день коллекция живописи музея насчитывает 2230 единиц хранения на основном учете и 209 – на научно-вспомогательном. Хронологически собрание охватывает период со второй половины XIX века по сегодняшний день и отражает состояние искусства досоветского, советского и постсоветского пространства. Многие произведения живописи советского периода широко известны: они экспонировались на международных, всесоюзных, всероссийских, зональных и персональных выставках, вошли в специальные издания по современному изобразительному искусству.
Живопись второй половины XIX века представлена единичными картинами – один из них – «Портрет девочки» (1892, холст, масло) кисти Ивана Лаврентьевича Горохова (1863-1934 гг.), члена Товарищества передвижных художественных выставок.Небольшое по формату произведение выполнено в лучших традициях русского реалистического искусства.
Творчество художников начала ХХ века в собрании музея представлено, в основном, графическими произведениями.
В развитии советского искусства огромную роль сыграли Александр Васильевич Куприн (Заслуженный деятель искусств РСФСР, 1880-1960 гг.) и Алексей Алексеевич Моргунов (1884-1935 гг.), чье творчество сформировалось еще в 1910-е годы в составе объединения «Бубновый валет». Художников, как и всех «бубновалетцев», объединяло увлечение живописью Сезанна, французского фовизма и кубизма, а также искусством русского лубка. В первые послереволюционные десятилетия эти мастера продолжали искать новые пути в искусстве. Коллекция располагает работой А.В. Куприна «Берег Крыма» (1940-50-е гг., холст, масло) – в суровой сдержанности восточного и центрального Крыма Куприн видит величие и одухотворенность природы, рождающие образность высокого строя. Сосредоточенная тишина разлита в этом живописном произведении, все погрузилось в умиротворенный покой. Ничто не нарушает гармонии природных форм.
Творчество А.А.Моргунова представлено в музее восемью живописными произведениями: «Днепрострой» (1931, холст, масло), «Сосны» (1930, холст, масло), «Здравница «Кисловодск»» (1932, холст, масло), «Цветы» (1911, холст, масло), «Профиль плотины» (холст, масло), «Макеевка» (1931, холст, масло), «Туапсе» (1931, холст, масло), «Зима. Дворик» (1933, холст, масло). Влияние «Бубнового валета» на раннее авангардное творчество Алексея Моргунова было определяющим: в своих работах этого времени он сочетал фовизм и неопримитивизм в редакции Михаила Ларионова. Позже, как и многие ведущие русские авангардисты, Моргунов прошёл через увлечение кубофутуризмом.
Яркой вехой в истории отечественного изобразительного искусства является творчество Общества станковистов (ОСТ), возникшего в 1925 году. Члены ОСТа ставили целью отражение типических явлений советской действительности. В связи с определенными разногласиями в 1928 г. внутри общества четко определились две группы художников, отличавшихся своими творческими позициями: первая группа, в которую наряду с несколькими художниками вошел А.А.Дейнека (Народный художник СССР, 1899-1969 гг.), тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. В собрании музея хранится картина Александра Александровича «Баскетбол» (1962, холст, масло) Это произведение отличает динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм.
Вторая группа, объединявшаяся вокруг основателя ОСТа Д.П.Штеренберга, работала в более свободной манере, предпочитая лиричность и живописность рациональной организации произведений. Работы Андрея Дмитриевича Гончарова (Народный художник РСФСР, 1903-1979 гг.) «Натюрморт с гитарой» (1928, холст, масло), Александра Аркадьевича Лабаса (1900-1983 гг.) «Мужской портрет в красной шапке» (1928, бумага, темпера), «Ялта. Пирс» (1970, картон, масло), «Утро в аэропорту» (1978, картон, масло), «На Черном море» (1970, картон, масло), «Москва» (1948, холст, масло) и Ниссона Абрамовича Шифрина (Народный художник РСФСР, 1892-1961 гг.) «Самотечный бульвар» (1930, холст, масло), «Дальний Восток» (1938, холст, масло), «Городской бульвар. Кафе» (бумага на картоне, масло), «Дворянское собрание» (бумага на картоне, масло) являются несомненными жемчужинами собрания музея изобразительных искусств.
Под влиянием стилистики художников ОСТа формировался уникальный живописный стиль Георгия Григорьевича Нисского (Народный художник РСФСР, 1903-1987 гг.). Его произведение «Магнолия» (1932, холст, масло) из собрания нашего музея, отличает лаконичность, динамика и проникновенный лиризм.
1920-е годы были трудным временем для искусства. Существовало множество различных группировок. Каждая из них выдвигала платформу, выступала со своим манифестом. Искусство, одержимое идеей поиска, было многообразным. В коллекции представлены отдельные работы выдающихся художников, примыкавших к различным творческим объединениям и группировкам 1920 — 1930-х годов. Среди них полотно «Портрет старухи» (холст, масло) кисти Георгия Георгиевича Ряжского (Заслуженный деятель искусств РСФСР, 1895-1952 гг.), мастера портрета-типа. Проблема типизации портрета, создания социально обобщенного образа современника была одной из важнейших проблем портретной живописи 1920-х годов. В 1925 году А. В. Луначарский писал: «Почему надо брать случайные портреты, а не отыскать, например, типической старухи-работницы, героини труда или бравого красноармейца,… зажигающего впервые огонь цивилизации, а вместе с тем и коммунизма… ».
И Ряжский нашел этих типичных для того времени женщин-работниц, научившихся управлять государством, строящих социалистическое общество. Художник является автором целой серии женских портретов-типов – он создает типические образы советской женщины, женщины-общественницы, рожденной Великой Октябрьской социалистической революцией. «Портрет старухи», хранящийся в собрании Музея изобразительных искусств, отходит от традиции изображения женщины-работницы. Величественная осанка, прямой открытый взгляд выдают в изображенной пожилой женщине дворянское происхождение.
Наиболее широко и многообразно по школам и персонажам в собрании музея представлен период 60-80-х годов прошлого столетия. Искусство этих лет ярко отразило пафос своего времени: правдивый анализ жизни, ее наполненность, гражданственность. Отсюда и стилевая общность, характерная для художников самого разнообразного творческого склада, художников всех национальных республик и областей. Принцип образной интерпретации действительности (бескомпромиссность, суровая нелицеприятность, подчеркнутый драматизм в подходе к жизненным явлениям) утверждал те черты в искусстве, что впоследствии в искусствоведении получили название «суровый стиль». Коллекция музея располагает живописными работами Петра Павловича Оссовского (Народный художник СССР, 1925-2015 гг.), яркого представителя этого направления в искусстве ХХ века. Произведения «На городской окраине» (1958, холст, масло), «Портрет народной мастерицы из Словакии» (1976, холст, масло), «Байкальский хребет» (1979, картон, масло), «Рассвет в Мелнике. Горное село» (1978, картон, масло) отличают обобщенные лаконичные формы, пронизанные острыми линейными ритмами композиции, лапидарные цветовые решения.
Однако «суровый стиль» не поглотил всю советскую живопись 60-80-х годов. Многие художники тяготели к живописному импрессионизму и непосредственному восприятию натуры. Коллекции МИИ принадлежит немало произведений мастеров отечественного искусства этого направления. Это представители московской школы: Владимир Федорович Стожаров (заслуженный деятель искусств РСФСР, 1926-1973 гг.) – «Октябрь» (холст, масло), «Май. Выпал снег» (1969, картон, масло), Юрий Петрович Кугач (Народный художник СССР, 1917-2013 гг.) – «В сельмаге» (1962, картон, масло) и другие.
Гордостью музея является произведение Алексея Петровича Ткачева (Народный художник СССР, род. 1925 г.) «Черемуха цветет» (1964, картон, масло). Продолжая традиции творчества С.В.Герасимова и А.А.Пластова, прибегая к насыщенной цветовой гамме, свободному живописному мазку, Ткачев воссоздает полнокровные, жизненно конкретные образы современной жизни деревни.
К редкому фонду МИИ относят живописные произведения Народных художников СССР, членов творческого коллектива Кукрыниксы Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991 гг.) – «Коктебель. Пляж» (1958, картон, масло), «Под Римом» (1974, холст, масло), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990 гг.) – «Венеция. Большой канал» (1958, картон, масло) и Николая Александровича Соколова (1903-2000 гг.) – «Кавказский дворик» (1947, картон, масло). В этих произведениях раскрывается живописный талант художников, известных, прежде всего, своими карикатурами.
Собрание живописи Музея изобразительных искусств располагает полотном «Лето. Флоксы» (1963, холст, масло) Бориса Владимировича Иогансона (Народный художник СССР, 1893-1973 гг.), одного из ведущих представителей направления социалистического реализма в живописи, хотя в его творчестве также заметны следы влияния импрессионизма.
В 1960-е годы художественная общественность заговорила о владимирских пейзажистах, о владимирской школе, появившейся на стыке декоративизма и примитивизма. Полотна владимирских мастеров отличались яркой декоративностью, насыщенностью цветовой гаммы, пастозной, густой живописью. Коллекция обладает двумя работами представителя владимирской школы Кима Николаевича Бритова (Народный художник РФ, 1925-2010) «Ранний снег» (1963, холст, масло), «Весна пришла» (холст, масло).
Поколение «семидесятников» представлено в собрании музея произведениями Бориса Федоровича Домашникова (Народный художник СССР, 1924-2003) «На окраине праздник» (1981,холст, масло) и Макса Авадьевича Бирштейна (1914-2000 гг.) «Перед рейсом» (1959, холст, масло), «Студентка Кали из Ганы» (картон, масло), «Весна» (1960, картон, масло), «Айша Мурзаева» (1968, картон, масло),
Почетное место в собрании Музея изобразительных искусств занимает коллекция живописи союзных республик. В фонды поступили произведения, переданные в дар Дирекцией художественных выставок Художественного фонда РСФСР из 13 союзных республик. Одними из первых произведений искусства, поступивших в музей, были графические и живописные работы художников Закавказья, Молдавии, Литвы и Эстонии. На сегодняшний день эта коллекция одна из наиболее полных на Дальнем Востоке. Особым предметом гордости коллекции живописи являются произведения Народных художников СССР Налбандяна Дмитрия Аркадьевича (1906 -1993 гг.) «Окрестности Агры» (1958, картон, масло), «Рим. Музей Боргезе» (1962, картон, масло), «Гегард» (1973, холст, масло), «Гурзуф. Солнечный день» (холст на картоне, масло), «Аллея в Гагре» (1975, картон, масло), «Портрет старой женщины» (1971, картон, масло) и Асламазян Мариам Аршаковны (1907-2006 гг.) «Натюрморт «Изобилие» (1962, холст, масло), «Первенец» (1967, холст, масло).
В 1985 году Министерством культуры СССР в собрание музея изобразительных искусств были переданы 4 живописных произведения Сергея Романовича Бонгарта (1918-1985 гг.): «Сирень с зеленым стулом» (1974, холст, акрил), «На мелодию Моцарта» (1968, холст, акрил), «Собор св.Марка в Венеции» (1965, оргалит, акрил), «Две старухи» (1967, оргалит, акрил). Эти картины принадлежат к редкому фонду музея и представляют большую художественную и историко-культурную ценность.
Большая дружба, связывающая Музей изобразительных искусств и японского художника Миямото Цутому, принесла коллекции живописи 58 произведений искусства, выполненных в смешанной технике. Смешивая масляные краски с ракушечником, опилками автор не столько пишет, сколько вылепливает яркие художественные образы, близкие стилистике экспрессионизма.
Сотрудники Музея изобразительных искусств с особым вниманием относятся к художникам Комсомольска-на-Амуре, формируя коллекцию их произведений. Концепция комплектования фондов Музея изобразительных искусств, как одно из приоритетных направлений, включает собирание, хранение, изучение и популяризацию произведений искусства г. Комсомольска-на-Амуре и дальневосточного региона. По крупицам, благодаря системе закупок у частных лиц и дарам, собрано наследие первого художника города Г.А.Цивилёва (на данный момент коллекция его работ насчитывает 150 ед.хр.), практически в полном объеме собрана коллекция акварелей Н.В.Иванова (около 200 ед.хр.). В собрании музея хранятся живописные произведения художников-дальневосточников, имеющих почетное звание «Заслуженный художник РФ»: Евгения Васильевича Короленко (1929-2000 гг.), Виктора Павловича Лановенко (1936-2010 гг.), Николая Павловича Долбилкина (1923-2010 гг.), Юрия Ивановича Быкова (род. 1950 г.) и Надежды Семеновны Ивлевой (род. 1932 г.).
Комплектование коллекции живописи работами художников, живших и работавших в Комсомольске-на-Амуре, осуществлялось на протяжении всей истории существования музея, однако особенно обширные поступления произошли в последнее десятилетие, когда на постоянное хранение в МУК «Музей изобразительных искусств» были переданы целые архивы художников.
Так, в 2008 году после проведения персональной выставки художник-монументалист Николай Павлович Долбилкин передал в дар музею свои работы: коллекция живописи пополнилась 77 произведениями мастера. В коллекции – пейзажи, посвященные любимому Алтаю, и серия портретов современников. Пейзажи кисти Н.П.Долбилкина – чистые и светлые. Природа передается им как чистый родник, из которого художник черпает новые силы и душевное здоровье. В портретах характер и образ жизни портретируемого доминируют над внешним сходством с моделью.
Коллекция живописи Заслуженного художника РФ Виктора Павловича Лановенко пополнилась в 2009 году. На постоянное хранение поступили 101 произведение художника. Картины В.П.Лановенко отличаются динамичностью композиций, графичностью, романтичным живописным языком, цветовым контрастом и цветоносностью и четкой отточенной формой.
Музей обладает обширным собранием живописных произведений Заслуженного художника РФ Евгения Васильевича Короленко. В 2010 году после смерти художника его архив был передан на хранение в Музей изобразительных искусств сыном художника Владимиром. В состав музейного фонда вошли 104 произведения, отражающих историю развития и становления нашего города, его жителей.
Один из старейших художников нашего города – Александр Иванович Абросимов (род. 1930 г.) в 2011 году передал в дар Музею изобразительных искусств 32 живописных произведения. А.И.Абросимов – живописец, очень тонкий и сложный, большой мастер этюда. Его излюбленная цветовая гамма – серебристо-серая, с теплыми мягкими светлыми тонами. Через живописную призму он пытается осознать себя и свое время, определить нить связи прошлого и современного.
Комплектование коллекции идет разными способами – помимо передачи в дар, музей производит закупки произведений искусства. В 2011 году были закуплены произведения художника-комсомольчанина – Алексея Васильевича Мащенко (1919-2005 гг.). В собрание музея вошли 8 пейзажей, портретов, сюжетно-тематических картин и индустриальных пейзажей художника.
В 2013 году собрание музея пополнилось 27 произведениями живописи и энкаустики Дмитрия Андреевича Гутова (1927-2000 гг.). Редко встречающаяся на Дальнем Востоке живописная техника энкаустики позволяет говорить об уникальности этих произведений.
В 2015 году в Музее изобразительных искусств состоялась большая персональная выставка художника-комсомольчанина Вениамина Львовича Шкраба (1915-1987 гг.), посвященная 100-летию со дня его рождения. После ее проведения в дар музею от семьи художника были переданы свыше 100 произведений В.Л.Шкраба, которые, несомненно, украсят и разнообразят коллекцию живописи нашего музея.
Собрание МУК «Музей изобразительных искусств» дает возможность зрителю получить представление о различных исторических периодах развития отечественного изобразительного искусства, о творчестве известных мастеров, открыть новые грани их дарования, познакомиться с новыми именами и художественными направлениями современного изобразительного искусства.
Принятые сокращения:
ОСТ – Общество станковистов
МУК – Муниципальное учреждение культуры
МИИ – Музей изобразительных искусств
Список литературы:
- Художники Хабаровского края: альбом/ авт.-сост. Т.А.Давыдова, Т.А.Давидова и др. — Хабаровск: М-во культуры Хабаровского края, 2011. – 400 с., илл.
- Художники Комсомольска-на-Амуре 1932-2012: книга/авт.-сост.: П.Л.Фефилов. – Комсомольск-на-Амуре: М-во культуры Хабаровского края, 2012. – 208 с., илл.