Уважаемые комсомольчане и гости города Юности!
Выставочный проект «ШУМ» из собрания Музея изобразительных искусств г.Комсомольска-на-Амуре открылся 27 января в Музее изобразительных искусств по адресу пр.Мира, 16
Выставка была организована Музеем изобразительных искусств (г.Комсомольск-на-Амуре) при поддержке Министерства культуры Хабаровского края.
Вниманию зрителей будут представлены более 70-ти произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, чьи авторы «пошумели» в свое время и продолжают «шуметь» сейчас. Их называли «возмутителями спокойствия», «бунтарями», бросившими вызов классическому академическому искусству, однако их творческое наследие до сих пор актуально и продолжает вызывать множество дискуссий, обсуждений и научных исследований.
Экспозиция «ШУМ» подобно живописной летописи представит гостям выставки развернутую картину изобразительного искусства ХХ века во всем его идейном, смысловом и художественно-эстетическом разнообразии. «Мирискусники» и «бубновалетцы», агитационное искусство и социалистический реализм, суровый стиль и нонконформизм мирно соседствуют в едином выставочном пространстве, поражая зрителей взрывным цветом, изяществом линий и высоким мастерством исполнения.
Творческое объединение «Мир искусства», возникшее в конце 1890-х годов, подарило русскому искусству новаторские работы Константина Коровина, Александра Бенуа, Льва Бакста и Александра Головина, произведения театрально-декорационного искусства которых представлены в экспозиции. Этих художников объединил интерес к ушедшим эпохам и стилям, культ прекрасного и романтизм, а театральные костюмы и декорации, созданные по их эскизам, «пошумели» в Париже во время «Русских сезонов» С.Дягилева.
«Валет» Алексей Моргунов, сын известного живописца Алексея Саврасова, ученик Константина Коровина, представлен на выставке пейзажем «Зима. Дворик». Художник «нашумел» в неопримитивизме с сильным влиянием фовизма, создал значительные работы в кубофутуризме, был сооснователем феврализма, а в советское время эволюционировал в неоклассицизм и закончил соцреализмом.
«Общество станковистов» (ОСТ) – «самая левая среди правых группировок», куда входили Александр Дейнека, Александр Лабас и Георгий Нисский, воспевали советскую действительность (индустриализацию, спорт, достижения народного хозяйства) с использованием приемов современного европейского экспрессионизма.
В 1932 году ЦК ВКП(б) своим постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» запретил все вышеперечисленные организации, а вместо них создал единый Союз художников. Это было началом следующего, растянувшегося на два с лишним десятилетия «имперского» периода истории советского искусства – господства социалистического реализма.
Дмитрий Налбандян – народный художник СССР, «первая кисть политбюро», «певец КПСС», мастер советского парадного портрета, написавший портреты всех руководителей и партийный деятелей страны от Иосифа Сталина до Леонида Брежнева, представлен в экспозиции лирическими произведениями «Гурзуф. Солнечный день» и «Портрет старой женщины».
В эпоху тоталитаризма любые формы культуры, не укладывавшиеся в нормы соцреализма, могли существовать только в нелегальных условиях – волна «подпольного авангарда» особенно мощной была в 60-70-х гг. ХХ века. Ярким представителем художников-нонконформистов 60-х годов стал Элий Белютин, создатель теории «всеобщей контактности» и руководитель школы живописи «Новая реальность». В его художественных произведениях «модули» отображают не сами предметы или понятия на плоскости, а ощущения от них.
Отдельным разделом выставки выступает творчество крупнейших художников русской эмиграции Сергея Бонгарта и Зои Лагеркранц. С.Бонгарт – действительный член Национальной академии дизайна США и Королевской академии художеств Великобритании, представлен произведениями «Две старухи» и «Собор св. Марка». Зоя Лагеркранц – ученица В.Кандинского – единственная в мире художница, владевшая секретами старинного мастерства письма по золотой амальгаме. Рисуя в японской технике, она использовала традиции классической и византийской мозаики, персидской миниатюры, икон и лаковой миниатюры Китая и Японии. Поистине «золотые картины» «Мир» и «Желтые цветы» также доступны к просмотру в экспозиции.
Искусство конца ХХ века представлено произведениями народных художников Бориса Мессерера, Николая Ромадина, Андрея Тутунова и заслуженных художников Юрия Быкова, Евгения Короленко, Валерия Леватаева, Николая Рыбакова и др.
Надеемся, что экспозиция найдет отклик в сердцах как профессионального музейного сообщества, так и любителей изобразительного искусства.
Выставка продлится до 15 мая 2024 года.
ЖЕЛАЕМ ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!
Мы рады пригласить вас на кураторские экскурсии по выставке «ШУМ», которые будут проходить в течение февраля дважды в неделю: по вторникам в 17:00 и по четвергам в 16:00.
На экскурсии вы узнаете о самых нашумевших экспонатах выставки и их авторах и немного «музейной кухни»: куратор проекта расскажет о подготовке экспозиции, своих любимых экспонатах, о том, как и почему именно они были отобраны из всего многообразия фондов Музея изобразительных искусств.
Приходите, будет интересно!
!!! Доступно по Пушкинской карте!!!
Возрастное ограничение: 0+
Стоимость билета:
Взрослый: 400 руб.
Студенческий: 300 руб.
Детский: 150 руб.