постоянная

«Художественная жизнь г.Комсомольска-на-Амуре»

20210126_123855

На выставке доступен аудиогид

Постоянная экспозиция музея «Художественная жизнь г.Комсомольска-на-Амуре» отражает творчество художников-дальневосточников, чьи произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, являются не только культурным достоянием, но и ярким художественным документом эпохи.

Сегодняшний день Дальнего Востока и его далекое прошлое запечатлены в работах художников-дальневосточников, многие из которых в своем творчестве обращаются к истории освоения дальнего Востока и аборигенной культуре. История нашего города начиналась в 1930-е годы, этот период времени проиллюстрирован работами ленинградского художника-этнографа Евгенией Константиновной Эвенбах (1889-1981). Благодаря экспедиции по селам Амура она создала цикл иллюстраций к букварям коренных народностей Приамурья, серию работ о быте аборигенов и строительстве города Комсомольска-на-Амуре.

Именно  в 1930-е годы начинается в городе творческая деятельность первого художника Георгия Александровича Цивилева (1914-1956), вокруг которого формировалась вся художественная среда. По его инициативе в городе активно работала студия самодеятельных художников, из которой вышли профессионалы, впоследствии составившие костяк Комсомольского отделения Союза художников России.

В экспозиции представлена работа старейшего скульптора города Надежды Семеновны Ивлевой (род.1932). В композиции «Колыбельная» (1956) образ молодой матери-нанайки, прижимающей к груди уснувшее дитя, дан предельно лаконично. Вся философия материнства в этой скульптуре. В 1959 году скульптура «Колыбельная» демонстрировалась на краевой выставке в Хабаровске, и в том же году была показана в Москве на первой выставке «Советская Россия».

В 1970-е годы создает ряд самобытных гравюр нанайский художник-самоучка Александр Ильич Гейкер (1933-2013): «Колыбель человечества», «Солнце над Амуром», «Ледоход на Амуре». В его творчестве аккумулируются новые черты образной системы, для которой характерен повышенный интерес автора к глубоким эмоциональным состояниям природы и человека.

В экспозиции представлены знаковые живописные полотна хабаровских художников Григория Степановича  Зорина (1919-2006) и Якова Семеновича Куриленко (1917-1988): «Тигроловы» и «Калужатники». Интерес к истории Дальнего Востока пронизывает все творчество этих художников,  множество исторических полотен создано ими в соавторстве. В 1950-х годах они работают в Комсомольске-на-Амуре, и именно здесь в 1951 году они пишут картину «Тигроловы», выполненную в лучших традициях русской реалистической школы живописи.

Большой интерес представляют живописные работы талантливого дальневосточного живописца Алексея Матвеевича Федотова (1919-1985). Наиболее впечатляющими элементами его изобразительного языка являются мажорный насыщенный колорит, широкая манера письма. Его живописный язык вобрал в себя колористические находки художников московской школы, а декоративность дальневосточной природы обогатила цветовую насыщенность его полотен, пастозную манеру письма.

Художественная среда города постоянно пополняется новыми именами: в 1950-е годы в город приезжает Евгений Васильевич Короленко (1929-2000), в будущем заслуженный художник РСФСР; вся его дальнейшая творческая жизнь связана с нашим городом. Украшением экспозиции стали его живописные и декоративные работы нанайского цикла. Начальный период творчества стал определяющим для художника, он обозначил его индивидуальный почерк. По мотивам древней нанайской легенды написана картина «Царица соболей» (1973). В экспозиции также находится диптих художника «Семья охотника» (1971). Он выполнен на бересте оригинальным авторским способом.

В 80-е годы в Комсомольск, по приглашению Хабаровского отделения Союза художников, приезжает большая группа выпускников художественных вузов страны. Новый край манит своими гигантскими масштабами. Внимание всей страны вновь приковано к Дальнему Востоку: БАМ – стройка века – становится для художников главной темой творчества. Романтика этого времени  отражена в живописном полотне Николая Николаевича Чувахина (род.1947) «На трассе БАМ».

Два последних десятилетия XX века представлены в экспозиции именами художников, чья творческая жизнь достигла наивысшего пика развития именно в эти годы. Это Георгий Семенович Ли Гирсу (1922-1995), Дмитрий Андреевич Гутов (1927-1999), Виктор Павлович Лановенко (1936-2010), Юрий Иванович Быков (род.1950). Художниками накоплен богатый творческий материал, время диктует новые темы и формы для воплощения задуманного. Появляются произведения сложившихся мастеров, в которых новое прочтение жизненного пространства, духовные поиски автора определяют образный язык произведения.

Художники, навсегда связавшие свою творческую судьбу с городом Юности и Дальним Востоком, создали неповторимый облик города в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и монументального искусства. Все созданное ими является не только культурным достоянием нашего города, но и ярким художественным документом эпохи.

Зорин Г.С., Куриленко Я.С.Тигроловы.
Зорин Г.С., Куриленко Я.С. Калужатники.
Зорин Г.С. Портрет Г.А. Цивилева.
КОГДА
постоянная
НАПРАВЛЕНИЕ
коллекция музея изобразительных искусств
Купить билет
Мы используем cookie

Во время посещения сайта Музей изобразительных искусств вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

8 (4217) 59 08 50
Комсомольск-на-Амуре, проспект Мира, 16
Музей на карте
Вт - Пт:
10.00 - 18.00
Сб, Вс:
10.00 - 17.00
Пн:
выходной
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея
Каждый последний четверг месяца музей работает с 12.00 до 20.00
Купить билет