На выставке доступен аудиогид
Постоянная экспозиция музея «Художественная жизнь г.Комсомольска-на-Амуре» отражает творчество художников-дальневосточников, чьи произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, являются не только культурным достоянием, но и ярким художественным документом эпохи.
Сегодняшний день Дальнего Востока и его далекое прошлое запечатлены в работах художников-дальневосточников, многие из которых в своем творчестве обращаются к истории освоения дальнего Востока и аборигенной культуре. История нашего города начиналась в 1930-е годы, этот период времени проиллюстрирован работами ленинградского художника-этнографа Евгенией Константиновной Эвенбах (1889-1981). Благодаря экспедиции по селам Амура она создала цикл иллюстраций к букварям коренных народностей Приамурья, серию работ о быте аборигенов и строительстве города Комсомольска-на-Амуре.
Именно в 1930-е годы начинается в городе творческая деятельность первого художника Георгия Александровича Цивилева (1914-1956), вокруг которого формировалась вся художественная среда. По его инициативе в городе активно работала студия самодеятельных художников, из которой вышли профессионалы, впоследствии составившие костяк Комсомольского отделения Союза художников России.
В экспозиции представлена работа старейшего скульптора города Надежды Семеновны Ивлевой (род.1932). В композиции «Колыбельная» (1956) образ молодой матери-нанайки, прижимающей к груди уснувшее дитя, дан предельно лаконично. Вся философия материнства в этой скульптуре. В 1959 году скульптура «Колыбельная» демонстрировалась на краевой выставке в Хабаровске, и в том же году была показана в Москве на первой выставке «Советская Россия».
В 1970-е годы создает ряд самобытных гравюр нанайский художник-самоучка Александр Ильич Гейкер (1933-2013): «Колыбель человечества», «Солнце над Амуром», «Ледоход на Амуре». В его творчестве аккумулируются новые черты образной системы, для которой характерен повышенный интерес автора к глубоким эмоциональным состояниям природы и человека.
В экспозиции представлены знаковые живописные полотна хабаровских художников Григория Степановича Зорина (1919-2006) и Якова Семеновича Куриленко (1917-1988): «Тигроловы» и «Калужатники». Интерес к истории Дальнего Востока пронизывает все творчество этих художников, множество исторических полотен создано ими в соавторстве. В 1950-х годах они работают в Комсомольске-на-Амуре, и именно здесь в 1951 году они пишут картину «Тигроловы», выполненную в лучших традициях русской реалистической школы живописи.
Большой интерес представляют живописные работы талантливого дальневосточного живописца Алексея Матвеевича Федотова (1919-1985). Наиболее впечатляющими элементами его изобразительного языка являются мажорный насыщенный колорит, широкая манера письма. Его живописный язык вобрал в себя колористические находки художников московской школы, а декоративность дальневосточной природы обогатила цветовую насыщенность его полотен, пастозную манеру письма.
Художественная среда города постоянно пополняется новыми именами: в 1950-е годы в город приезжает Евгений Васильевич Короленко (1929-2000), в будущем заслуженный художник РСФСР; вся его дальнейшая творческая жизнь связана с нашим городом. Украшением экспозиции стали его живописные и декоративные работы нанайского цикла. Начальный период творчества стал определяющим для художника, он обозначил его индивидуальный почерк. По мотивам древней нанайской легенды написана картина «Царица соболей» (1973). В экспозиции также находится диптих художника «Семья охотника» (1971). Он выполнен на бересте оригинальным авторским способом.
В 80-е годы в Комсомольск, по приглашению Хабаровского отделения Союза художников, приезжает большая группа выпускников художественных вузов страны. Новый край манит своими гигантскими масштабами. Внимание всей страны вновь приковано к Дальнему Востоку: БАМ – стройка века – становится для художников главной темой творчества. Романтика этого времени отражена в живописном полотне Николая Николаевича Чувахина (род.1947) «На трассе БАМ».
Два последних десятилетия XX века представлены в экспозиции именами художников, чья творческая жизнь достигла наивысшего пика развития именно в эти годы. Это Георгий Семенович Ли Гирсу (1922-1995), Дмитрий Андреевич Гутов (1927-1999), Виктор Павлович Лановенко (1936-2010), Юрий Иванович Быков (род.1950). Художниками накоплен богатый творческий материал, время диктует новые темы и формы для воплощения задуманного. Появляются произведения сложившихся мастеров, в которых новое прочтение жизненного пространства, духовные поиски автора определяют образный язык произведения.
Художники, навсегда связавшие свою творческую судьбу с городом Юности и Дальним Востоком, создали неповторимый облик города в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и монументального искусства. Все созданное ими является не только культурным достоянием нашего города, но и ярким художественным документом эпохи.