Фефилов Павел Лукич (04.08.1929 г. р.)

  • Инженер-кораблестроитель
  • Писатель
  • Краевед
  • Член ВТОО «Союз художников России» (1993)
  • Член Русского географического общества (1988)
  • Почётный член Приамурского географического общества (1994)
  • Действительный член Дальневосточной Народной Академии Наук, профессор (1999), академик (2009)
  • Лауреат пожизненной стипендии губернатора Хабаровского края (2007)
  • Член ЛИТО им. Г. Н. Хлебникова
  • Заслуженный художник Хабаровского края (2022)
  • Почётный гражданин г. Комсомольска-на-Амуре (2022)

Павел Лукич Фефилов – один из старейших и известных художников города Комсомольска-на-Амуре, работающих в области станковой живописи, акварели и печатной графики. Он опирается на лучшие традиции живописного и графического изобразительного искусства края и страны, изучая, интерпретируя и развивая их в своём творчестве.  Исследовательский талант всегда помогал ему как художнику, а также позволил выступать и в качестве автора ряда книг, статей и очерков, которые востребованы историками и искусствоведами как уникальные материалы по истории отечественной культуры. Павел Лукич Фефилов продолжает активно трудиться и сегодня: выезжает на пленэры, творческие встречи, помогает становлению молодых авторов, живописцев и графиков, направляет их творчество в сторону лучших традиций отечественного изобразительного искусства. Он участвует в общественной жизни Хабаровского края и города Комсомольска-на-Амуре, являясь постоянным участником краевых и городских семинаров, научно-практических конференций, выставок, встреч со школьниками и студентами.

Авторская карточка Фефилова Павла Лукича_page-0001

Авторская карточка Фефилова Павла Лукича

Авторская карточка Фефилова Павла Лукича_page-0002

Авторская карточка Фефилова Павла Лукича

Авторская карточка Фефилова Павла Лукича_page-0003

Авторская карточка Фефилова Павла Лукича

1 из 3

Павел Лукич Фефилов родился 4 августа 1929 года в Архангельске в семье преподавателя Архангельского лесотехнического техникума Луки Ивановича Фефилова (27.10.1897-09.01.1938). Родная мама Павла умерла, с трёхлетнего возраста мальчика воспитывала Башмакова Елизавета Константиновна (12.08.1904-16.10.1986), которая стала ему матерью.

мама Елизавета Константиновна (справа) и соседка Еля во дворе дома в Архангельске, Поморская, 62 Личный архив художника

Мама Елизавета Константиновна (справа) и соседка Еля во дворе дома в Архангельске, Поморская, 62. Личный архив художника

Папа сделал автомобиль 1936 Личный архив художника

Папа сделал автомобиль, 1936. Личный архив художника

Папа сделал автомобиль 1936 оборот Личный архив художника

Папа сделал автомобиль, 1936 (оборот). Личный архив художника

С бабушкой, мамой и сестрой, 1934 Личный архив художника

С бабушкой, мамой и сестрой, 1934. Личный архив художника

С бабушкой, мамой и сестрой, 1934, оборот Личный архив художника

С бабушкой, мамой и сестрой, 1934 (оборот). Личный архив художника

1 из 5

С раннего детства Павла окружали творческие люди, красоты северной природы. Отец, его брат Андриан хорошо рисовали, а с появлением новых советских фотоаппаратов «Фотокор» увлеклись фотографией. До сих пор сохранились фронтовые акварели отца Павла Лукича, написанные в годы Первой мировой войны в Польше.

Зарисовка времен I мировой войны, Лука Фефилов (отец художника). Копия

Лука Иванович сам построил яхту, и на ней вся большая семья Павла отправлялась в плаванье по рекам и озёрам. Облюбовав уголок природы, взрослые рисовали красками, карандашами, а вечером домашние художники расставляли вдоль стен рисунки, этюды, рассматривали их, высказывали замечания. Вся семья жила в одной большой квартире. Старейшими были дед Иван Александрович и бабушка Елена Фёдоровна. Бабушка была главным воспитателем и просветителем внуков. Через её выразительные рассказы дети познавали историю своей семьи, историю Севера.

…было счастливое довоенное детство. Конечно же, как все дети его возраста, находил время и для игр в мяч, и покататься на лыжах. А ещё очень любил рисовать. В школе только Паше поручали оформлять стенгазеты, писать лозунги, а когда проводились конкурсы на лучший рисунок, всегда побеждал он.

Щербакова О. Е., Тиховская Л. В. «Неугомонный жизнелюб», 2017

В большой дружной семье учились, работали, занимались творчеством, однако семью ждали испытания: в декабре 1937 года Луку Ивановича арестовали, а через 25 суток расстреляли. После гибели отца роль старшего мужчины выполнял дядя по линии матери Дмитрий Алексеевич Щербаков, судовой механик: увлечённый собаковод, охотник, любитель-музыкант, блестяще игравший на пианино. Он сыграл важную роль в жизни будущего художника.  Дмитрий Алексеевич был наставником, духовным другом и советником. 

После расстрела отца матери пришлось сменить работу – её уволили со службы в облисполкоме, где она была секретарём-машинисткой, – и устроиться в Главное управление Северного морского пути у И. Д. Папанина.  Она знала едва ли не всех полярных капитанов. Паша часто заходил на работу к матери и там видел, и даже общался с легендарными людьми. «Море, капитаны – всё это окружало нас, молодых, и отразилось на нас», – говорил Павел Лукич.

1943 год. Приходя к матери на работу, воочию мог видеть известных полярников Э. Т. Кренкеля, В. И. Воронина, И. Д. Папанина. Павел Лукич хорошо помнит, как знаменитый исследователь Арктики Иван Дмитриевич Папанин угощал его шоколадом…

Щербакова О. Е., Тиховская Л. В. «Неугомонный жизнелюб», 2017

Павел Фефилов был одним из детей войны. Он хорошо помнит это непростое время и написал множество очерков, посвящённых военным годам.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Во время войны в квартире Фефиловых поселился лётчик-истребитель из Мелитополя Александр Кононенко, увлечённый художник. Он заметил интерес мальчика к живописи и отвёл его к Писахову Степану Григорьевичу – художнику, этнографу, писателю-сказочнику, у которого учился сам. Степан Григорьевич искал «Божью правду», путешествовал по русским городам с паломниками, отправлялся в дальнее путешествие на Арктический север, побывал в Египте и Иерусалиме, Сирии и Турции, где получил разрешение рисовать в любом городе. Выставлял свои работы в Риме, но вернувшись на родину, в родной Архангельск сказал: «Как будто глаза прополоскались! Где деревья красивее наших берёз? А летние ночи, полные света без теней – это так громадно по красоте…». В доме Писахова бывали Коровин, Архипов, Кончаловский. Илья Репин, побывав на его выставке, высоко оценил творчество художника. Картины С. Г. Писахова есть в Третьяковской галерее, в Архангельске был открыт музей Степана Писахова, в доме, который принадлежал семье. Там выставлены картины художника и сохранился быт того времени. Его сказки отметил Леонид Леонов, а по мнению советского писателя Фёдора Абрамова, Степан Григорьевич Писахов является шестым сказочником в мире после Андерсена.

У такого человека постигал азы живописи Павел Фефилов. Писахов заразил его любовью к путешествиям, к суровой, и вместе с тем красивой северной природе Архангельского края.

Рисовать я начал с семи лет и рисую по сей день. Итак, я стал ходить к Писахову. Постучавшись, входил к нему в мастерскую… Здоровался…

– Ну, входи. Садись и берись за работу…

Он изредка поглядывал, что я делаю. Как-то я не приходил недели две. Степан Григорьевич спросил меня:

– Чего не приходил?

– Болел, – ответил я.

– Ну, и поболеть-то тоже иногда надо. Приходи. Рисовать не бросай.

Иногда я задумываюсь, как важно вовремя поддержать интерес подростка! Именно Степан Григорьевич возбудил во мне интерес к живописи, к Северу, к многочисленным экспедициям Г. Я. Седова, В. А. Русанова и других.

П. Л. Фефилов «Степан Писахов – мой учитель» (из книги «Дом на Поморской», 2022)

В Архангельске – истоки творческой натуры Павла Лукича. Север с его удивительной историей, особым колоритом и укладом жизни формировал душу и натуру будущего художника. В его картинах и этюдах всё в единстве с природой. Беспредельные просторы северных лесов, милые сердцу небольшие церквушки, Белое море…

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Трудовую деятельность Павел Фефилов начал в 13 лет учеником рулевого в рейдовом флоте Главного управления Северного морского пути. Будучи в составе рабочей молодежи, согласно «Сталинскому Указу» был мобилизован в ФЗО, хотя еще учился в 7-м классе средней школы. С разрешения властей, благодаря вмешательству матери, он смог продолжить учёбу.

В тринадцать лет после занятий в школе Павел уже по-взрослому занимался хозяйством: заготавливал сено, ухаживал за скотиной, помогал бабушке по дому. В неполных четырнадцать лет был зачислен в рейдовый флот на должность ученика рулевого с окладом в 160 рублей… На мотоботе обеспечивал рейд, где стояли суда перед отправкой в Арктику.

Щербакова О. Е., Тиховская Л. В. «Неугомонный жизнелюб», 2017
Фефилов П.Л. Копия снимка, 2001 Архив художника

Фефилов П. Л. Копия снимка (выполнено в 2001). Архив художника

Фефилов П.Л. Копия снимка, 2001 Архив художника, оборот

Фефилов П. Л. Копия снимка (выполнено в 2001, оборот). Архив художника

fefilov-v-molodosti-1-lichnyj-arhiv-hudozhnika

Фефилов в юности. Личный архив художника

Фефилов в молодости (1) оборот Личный архив художника

Фефилов в юности (оборот). Личный архив художника

С сыновьями 1965 Из личного архива художника

С сыновьями, 1965. Из личного архива художника

С сыновьями 1965 оборот Из личного архива художника

С сыновьями, 1965 (оборот)

1 из 6

Павел Лукич получил специальность техника-судового механика, окончив Архангельский судостроительный техникум. По направлению Министерства судостроительной промышленности в 1948 году он прибыл в Комсомольск-на-Амуре на судостроительный завод.  Приехав по направлению на другой конец страны, Павел Лукич навсегда остался дальневосточником. На Комсомольском судостроительном заводе он проработал на разных должностях 41 год, начав мастером и закончив старшим инженером.


Из автобиографии художника: «Трудовая деятельность: конструкторское обеспечение кораблей разных классов, конструктор разных категорий; комсорг, парторг отдела, зам. секретаря парткома завода – 8 лет; начальник отдела новой техники завода – 6 лет; строительство подводных лодок – 14 лет до ухода на пенсию в 1989 году».


За многолетний, добросовестный труд на заводе им. Ленинского Комсомола и достойный вклад в дело судостроения Павел Лукич Фефилов многократно награждался грамотами, юбилейными медалями Тихоокеанского флота Российской Федерации.

Молодой, творческий, энергичный – он не мог ограничиться только работой в конструкторском бюро. Павел избирался комсомольским и партийным организатором, в составе группы заводчан был участником фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1957-м году. В 1962 году без отрыва от производства окончил кораблестроительный факультет Комсомольского-на-Амуре политехнического института.

К.Симонов 21.04.1967. Копия снимка Е. Халдея в заводском музее в период его создания

К. Симонов 21.04.1967. Копия снимка Е. Халдея в заводском музее в период его создания

К.Симонов 21.04.1967. Копия снимка Е. Халдея в заводском музее в период его создания, оборот с комментарием

К. Симонов 21.04.1967 (оборот фото)

Сотрудники КБ на демонстрации. Копия снимка (копия Фефилова П.Л., 2017) (2)

Сотрудники конструкторского бюро на демонстрации. Копия снимка (копия Фефилова П. Л., 2017)

Сотрудники КБ на демонстрации. Копия снимка (копия Фефилова П.Л., 2017) Оборот

Сотрудники конструкторского бюро на демонстрации (оборот фото).

1 из 4

В 1963 году по его инициативе было создано бюро эстетики завода, в котором главным художником был назначен член Союза художников Николай Васильевич Иванов. Была развернута работа по культуре на производстве, организации рабочих мест, оздоровления труда человека и культуры производства.

Проводя работу по техническому прогрессу, Павел Лукич Фефилов принимал участие в организации рационализаторской и изобретательской деятельности завода по изменению конструкции узлов, схем, экономии материалов и других ресурсов, проводил активную работу в правлении научно-технического общества, являясь заместителем председателя правления этого общества. Был организатором музея Трудовой славы завода (1967), а в 1974 году стал участником ВДНХ СССР.  Одновременно ему удавалось вести большую исследовательскую и писательскую деятельность, заниматься художественным творчеством, обучаясь в городской студии живописи и графики, перенимая мастерство у художников Г. С. Ли Гирсу (у которого учился, как сам говорил, 30 лет), Г. С. Лукьянова. Часто работая на «натуре», выезжал на пленэры. Излюбленным «героем» произведений Павла Лукича становится «седой Мяо-Чан».

Павел Лукич – искренний и трепетный пейзажист. Весна. Талые воды, звонкие ручьи. Первый снег, чистота – вот его излюбленные мотивы. Жёсткие гребни Мяо-Чана, хмурые отроги Баджала, раздольные плёсы Амура, разливы рек, подобные морям, – вот его сюжеты. Он не форсирует намеренно цвет, он деликатен в разговоре с Природой, стремясь при этом выразить не себя, а её, растворяя себя в ней. В этом стремлении он верен завету своего коллеги-художника Ли Гирсу. Изображая Приамурье, он нередко подолгу работает в одних и тех же местах. Набралась целая серия работ, писанных в селе, Верхняя Эконь – одном из красивейших сёл на Амуре. Здесь они часто писали вместе с Ли Гирсу, которого Павел Лукич благоговейно почитал и у которого учился не только профессиональной грамоте, но и, что важнее и глубже, некоему философскому пониманию Природы, ибо у Георгия Семёновича (Ли Гирсу) был свой взгляд на мир, своя система, целостная и гармоничная, с чётким пониманием места человека в мироздании и места искусства в жизни человеческой.

Статья В. П. Лановенко, заслуженного художника РФ, 1999 из книги «Неугомонный жизнелюб», 2017

В течение многих лет Павел Лукич занимался исследовательской работой, публиковал статьи и очерки о выдающихся корабельных инженерах, о художниках, подготовил каталоги, являясь их составителем. В 2012 году к 80-летию г. Комсомольска-на-Амуре издательством «Жар-Птица» была выпущена книга «Художники Комсомольска-на-Амуре 1932-2012», в неё были включены биографии художников, работавших в нашем городе в то или иное время за 80 лет истории.

№14-15 от 2001 г. Искусству нужна поддержка

№14-15 от 2001 г. «Искусству нужна поддержка»

Амурец 16.04.1994. Портрет в его творчестве

Газета «Амурец» 16.04.1994. «Портрет в его творчестве»

ДВК 13.10.998 Душевную опору...

ДВК 13.10.998. «Душевную опору…»

ДВК №13 Мир художника

ДВК №13. «Мир художника»

ДВК от 10.07.2001 Наш Гаврилыч

ДВК 10.07.2001. «Наш Гаврилыч»

1 из 5

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.


Из автобиографии художника: «В 1975 утверждён соискателем учёной степени кафедры экономики и строительства Новосибирского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева для сдачи кандидатских экзаменов и работы над диссертацией. Выполнена рукопись книги «Всегда в поиске», 169 стр., в которой обобщён опыт рабочих и ИТР завода. Книга не была издана, вследствие чего диссертация не была представлена к защите».


В 1978 году П. Л. Фефилов участвовал в VII Киевском симпозиуме по проблемам науковедения и научно-техническому прогнозированию, где выступил с сообщением о социально-экономической эффективности заводского сектора науки. В 1987 году в группе конструкторов – в конкурсе «По переоборудованию пассажирских судов и плавучих баз отдыха», за что награждён был дипломом II степени научно-технического общества имени А. Н. Крылова. Павел Лукич являлся председателем редколлегии по написанию истории коллектива, 8 лет был председателем идеологической комиссии парткома и 12 лет заместителем председателя правления Дворца культуры ЗЛК.

С 2001 года с ветеранскими поездами РЖД, совместно с В. Ф. Зуевым, художник совершал творческие поездки по БАМу, где рисовал, выставлял на вокзалах этюды, выступал перед учащимися и жителями посёлков, рассказывая им о флоте, судостроении, ленд-лизе и войне на море.

После ухода на пенсию в 1989 году Павел Лукич решил посвятить себя профессиональному искусству живописи и графики. Художники Е. В. Короленко, В. П. Лановенко пригласили его в Комсомольские художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР, где он работал в качестве инспектора-искусствоведа по оформлению заказов, а после образования Комсомольской городской организации союза художников в 1989 году был утверждён на должность ответственного секретаря (1990). В 1993 году он был принят в члены Союза художников России и трижды избирался председателем Комсомольского городского отделения СХР с 1996 по 2002 год.

Когда Павлу Лукичу задали вопрос: «Кем Вы себя больше ощущаете, писателем или художником?», Павел Лукич ответил: «Краеведом». «Люблю путешествовать, – рассказывает он, – природу, лес, горы, увлекаюсь охотой». Ещё в годы учёбы в техникуме Фефилов понял, что не надо выдумывать какие-то особенные сюжеты, надо искать красоту и поэзию в обыденных, хорошо знакомых вещах и явлениях. И красоту эту показывать, передавать при помощи своих картин. Едва ли не половину жизни провёл художник в лесу, в горах на этюдах. Давая свободу воображению, художник творит поэмы об Амуре, о водной стихии, о небесном и воздушном пространствах, о дальневосточных горах. Эти работы поразительны по силе воздействия. Павел Фефилов стремился выработать такой язык живописи, который был бы близок самой природе, чтобы не потерялось чувство подлинности, которое возникло при созерцании природы.

Павел Лукич, став комсомольчанином, не забыл свою северную родину, где прожил больше 19 лет. Туда он приезжал летом и зимой и посвятил ей ряд работ. Художник одухотворённо передал облик родного края. Многие годы собиралась коллекция рисунков о «Храмах Русского Севера» и «Архитектуре деревянного Архангельска» – всё, что связано с родным Севером и городом Архангельском, где он родился.

Каждый раз, приезжая в отпуск в родной город, замечал, как быстро исчезают строения прошлых веков, в которых отразилось мастерство северных плотников и истории многих поморских жителей. Тогда и появилась потребность рисовать то, что ещё уцелело, что художник видел в натуре, пытаясь запечатлеть интересное на графических листах.

Каждый приезд на Север требовал немалых средств, большого количества поездок, пребывания в конкретной географической среде для изучения памятников на месте. Необходимо было писать их в натуре – для этого в разные годы художник совершал длительные поездки на Пинегу, Северную Двину, Соловецкие острова, трижды проехал по Заполярью и побережью Белого моря. Павел Лукич считает, что натурные зарисовки могут помочь всем, кто изучает Север, просто ради любопытства, а также помогут в научно-историческом плане. Поэтому он и снабдил текстом-пояснением многие рисунки. Альбом «Храмы русского Севера» издан в 2008 году.

Снимки с выставки Н.С. Панова и П.Л. Фефилова в Белом Городке (2)

Снимки с выставки Н. С. Панова и П. Л. Фефилова в Белом Городке

Снимки с выставки Н.С. Панова и П.Л. Фефилова в Белом Городке (3)

Снимки с выставки Н. С. Панова и П. Л. Фефилова в Белом Городке

Снимки с выставки Н.С. Панова и П.Л. Фефилова в Белом Городке (4)

Снимки с выставки Н. С. Панова и П. Л. Фефилова в Белом Городке

Снимки с выставки Н.С. Панова и П.Л. Фефилова в Белом Городке (5)

Снимки с выставки Н. С. Панова и П. Л. Фефилова в Белом Городке (оборот фото)

Снимки с выставки Н.С. Панова и П.Л. Фефилова в Белом Городке

Снимки с выставки Н. С. Панова и П. Л. Фефилова в Белом Городке

Благодарность Фефилову за участие в выставке посвященной 640-летию п. Белый Городок

Благодарность Фефилову за участие в выставке посвящённой 640-летию п. Белый Городок

Кимрская независимая газета №21 от 01.06.2006. Белый городок

«Кимрская независимая газета» №21 от 01.06.2006, Белый городок

1 из 7

Обширное творческое дарование Павел Лукич проявил и на литературном поприще, являясь автором множества книг, исследовательских статей и очерков об освоении Дальнего Востока и жизни выдающихся личностей, внесших вклад в открытие и развитие региона.  Среди его работ есть как небольшие очерки, так и масштабные исследования. В разные годы вышли статьи и книги: «Амурские корабелы» (1971), «На марше пятилетки» (1974), «На марше пятилетки-2» (1975), «Георгий Седов на Дальнем Востоке» (1991), «Амурский характер»   (1986), «Солнце остановилось на перевале» (Финиздат», Москва, 1995 год – в соавторстве с В. Ф. Зуевым), альбом рисунков «Села Амура» (2007), альбом рисунков «Архитектура деревянного Архангельска» (2008),

19 очерков в книге «Корабли и судьбы» (2002), монография «Художники Комсомольска-на-Амуре 1932-2012» (2012), «70 лет Союзу художников Хабаровского края» (2011), «Записки краеведа» (2015). В 2017 году была презентована книга – сборник стихов Павла Лукича «Впечатления от увиденного», а в 2022 году издана автобиографическая книга художника «Дом на Поморской».

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

В течение двух десятилетий изучал жизнь и творчество В. К. Арсеньева. В результате по этому вопросу было написано несколько десятков статей и очерков.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Отдельных слов заслуживает огромное и подробное изыскание о жизни полярного исследователя Георгия Седова, который служил некоторое время в Николаевске-на-Амуре. В 1991 году в свет вышла скромная по виду книга «Георгий Седов на Дальнем Востоке», которая стала большим вкладом в науку. Павлом Лукичом впервые были найдены материалы о службе Г. Я. Седова в годы русско-японской войны. В книге опубликованы приказы, доклады губернатору края, прошения Седова, где выражены планы и проекты освоения окраин страны. Несмотря на исследовательский и документальный характер книги, в ней отразился литературный дар художника. Большим итогом стала публикация в 2021 г. авторской книги П. Л. Фефилова «Георгий Седов», основанная на 70-летнем (!) труде и поисковой деятельности. Публикация книги отмечена Министерством обороны Российской Федерации, Хабаровским краевым отделением Русского географического общества, Российским государственным историческим архивом Дальнего Востока.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Минобороны РФ

отзывы о книге «Георгий Седов»

РГИА ДВ

отзывы о книге «Георгий Седов»

РГО

отзывы о книге «Георгий Седов»

Северный морской музей

отзывы о книге «Георгий Седов»

Письмо из музея Г.Я. Седова

отзывы о книге «Георгий Седов»

1 из 5

Статья Елены Глебовой. «Павел Лукич Фефилов. «Георгий Седов». «Словесница искусств», 2021.

Активный исследовательский и творческий интересы Павла Лукича Фефилова позволили ему в 1988 году стать членом Русского географического общества, в 1999 – действительным членом Дальневосточной Народной Академии Наук, профессором. В 2007 году ему присуждена пожизненная Губернаторская стипендия за значительный вклад в дело развития культуры и искусства Хабаровского края.

удостоверение ДВ НАН лицевая сторона удостоверение ДВ НАН разворот

За несколько десятилетий своего творчества художник принимал участие во многих выставках различного уровня, среди которых Республиканская выставка «50 лет Комсомольску» (1982), зональные  выставки  «Дальний Восток» (1990, 1997, 2003, 2008, 2013), всероссийские  выставки самодеятельного творчества в Москве (1964, 1967, 1987), всероссийская художественная выставка «Имени твоему» (2000). Кроме того, с его творчеством знакомы жители г. Йокогама (Япония, 2011) и г. Цзямусы (Китайская Народная Республика, 2013), где художник представлял свои картины.

Для любого творца важнейшим является представление своего творчества и отклик на него зрителя. В родном крае Павел Лукич провёл 25 персональных выставок в г. Комсомольске-на-Амуре и районах. 

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Его работы узнаваемы и любимы жителями города. Лучшие живописные и графические произведения художника находятся в собраниях музеев г. Комсомольска-на-Амуре, г. Хабаровска, г. Владивостока, г. Архангельска, в частных коллекциях в России и за рубежом: в Японии, Корее, Китае, Австрии, Польше, США. Имя художника включено в 37 том энциклопедического словаря мировой живописи «Всемирный Лексикон Художников», изданного в Мюнхене-Лейпциге.

Творческий художественный труд Павла Лукича также отмечен многими наградами. За большой вклад в развитие современного изобразительного искусства Российской Федерации Павел Лукич награжден в 2013 году благодарственным письмом Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». За многолетний добросовестный труд в 2018 году художник награжден золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».

За многолетнюю активную творческую деятельность и неоценимый вклад в изобразительное искусство Дальнего Востока художник отмечен в 2020 году благодарностью Хабаровского краевого отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».

В 2022 году за личные заслуги в создании высокохудожественных произведений живописи и графики, в развитии отечественной художественной культуры Павлу Лукичу Фефилову присвоено почётное звание «Заслуженный художник Хабаровского края».

Духовность, традиции, мастерство Медаль

«Духовность, традиции, мастерство», медаль

Духовность, традиции, мастерство Медаль оборот

«Духовность, традиции, мастерство», оборот медали

ДТМ выписка из протокола, удостоверение

«Духовность, традиции, мастерство»: выписка из протокола, удостоверение

Untitled.FR12

«Заслуженный художник Хабаровского края», медаль

Заслуженный художник ХК 1

«Заслуженный художник Хабаровского края», удостоверение

Заслуженный художник ХК 2

«Заслуженный художник Хабаровского края», удостоверение

Заслуженный художник ХК 3

«Заслуженный художник Хабаровского края», удостоверение

Заслуженный художник ХК 4

«Заслуженный художник Хабаровского края», удостоверение

За заслуги перед ХК

За заслуги перед Хабаровским краем

Почетная грамота Министра культуры ХК 2023

Почетная грамота Министра культуры Хабаровского края, 2023

1 из 10

В год 90-летия г. Комсомольска-на-Амуре, в 2022 году, Павел Лукич Фефилов удостоен звания Почётного гражданина города Комсомольска-на-Амуре.

Медаль Почетный граждание КнА оборот

Медаль «Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре»

Медаль Почетный граждание КнА

Медаль «Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре»

почетный гражданин 1

Удостоверение «Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре»

почетный гражданин 2

Удостоверение «Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре»

почетный гражданин 3

Удостоверение «Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре»

почетный гражданин 4

Удостоверение «Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре»

почетный гражданин 5

Удостоверение «Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре»

почетный гражданин 6

Удостоверение «Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре»

1 из 8

Творчество Павла Лукича – это отражение, душевного волнения и трезвых раздумий. Оно зовёт к доброте, милосердию, пониманию природы, к гармонии.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Песня Северных гор в полотнах Фефилова, 2001

С. Вишнякова. «Песня Северных гор в полотнах Фефилова», 2001

Седой Мяо-Чан. Газета пос. Солнечный от 30.01.2002

Т. Григорьева «Седой Мяо-Чан». Газета пос. Солнечный от 30.01.2002

Спаинатый. А. Василенко. ДВК от 12.04.2017

А. Василенко «Спинатый». ДВК от 12.04.2017

Твердая рука Павла Фефилова (интервью) А. Ермаков

«Твердая рука Павла Фефилова» (интервью) А. Ермаков

П.Л. Фефилов У российского искусства есть перспективы! (интервью) Наш Город №35 от 30.08.2007

«П. Л. Фефилов: «У российского искусства есть перспективы!» (интервью) О. Щербакова. «Наш Город» №35 от 30.08.2007

Евангелие от Лукича Свежий номер от 04.08.2004

«Евангелие от Лукича». Газета «Свежий номер» от 04.08.2004

Признание от Лукича ДВК 17.08.2004

«Признание от Лукича». ДВК от 17.08.2004

Сказ о Поморце Дальневосточном газета Местное время 04.08.2004

«Сказ о Поморце Дальневосточном» (часть 1). Газета «Местное время» от 04.08.2004

Сказ о Поморце Дальневосточном газета Местное время 04.08.2004 часть 2

«Сказ о Поморце Дальневосточном» (часть 2). Газета «Местное время» от 04.08.2004

Юбилейная выставка От Лукича. Наш город от 04.08.2004

«Юбилейная выставка»От Лукича». «Наш город» от 04.08.2004

1 из 10
Мы используем cookie

Во время посещения сайта Музей изобразительных искусств вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

8 (4217) 59 08 50
Комсомольск-на-Амуре, проспект Мира, 16
Музей на карте
Вт - Пт:
10.00 - 18.00
Сб, Вс:
10.00 - 17.00
Пн:
выходной
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея
Каждый последний четверг месяца музей работает с 12.00 до 20.00
Купить билет