Коллекция сектора современного искусства начала формироваться в 1965 году. 11 марта 1965 года в газетах «Московский художник» и «Советская культура» было опубликовано письмо московских художников Х.М. Сандлера и С. С. Витухновской, побывавших в городе Комсомольске-на-Амуре по путевке ЦК ВЛКСМ в 1930-е и в 1964 гг. и создавших ряд работ, посвященных молодому городу, с призывом помочь городу в создании галереи. Поддержали инициативу Центральный комитет ВЛКСМ и Художественный фонд СССР. Документ от 20 мая 1965 года, подписанный секретарем правления Союза художников СССР К.И. Рождественским и директором фонда С. Белько, призывает все организации Художественного фонда СССР откликнуться на призыв. В Москве, на улице Черняховского дом 5, был создан штаб, где комплектовался фонд будущей картинной галереи. В августе 1965 года пришла первая посылка со 105-ю произведениями изобразительного искусства. 5 июня 1967 года, к 35-летнему юбилею города, открылась первая экспозиция работ, поступивших в качестве дара от художников страны.
На сегодняшний день коллекция сектора насчитывает 13.000 экземпляров живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Основными задачами сектора современного искусства является изучение истории искусства России и Дальнего Востока, в частности, период с 1918 года и по сегодняшний день, научное комплектование и обработка коллекции, сбор архивных материалов и проведение выставок.
Коллекция живописи. Собрание живописи представляет работы ведущих художников страны. Очень незначительная часть коллекции, датируемая 1920-1930-ми годами, представлена именами А.А. Моргунова, Г.Г. Нисского, И.Н. Зисмана, С.С. Витухновской, Н.А. Шифрина.
Наиболее полно и ярко представлен период в истории советской живописи рубежа 1950-60-х годов. Это работы ведущих художников страны: Б.В. Иогансона, А.А. Дейнеки, М.В. Куприянова, В.Н. Гаврилова, П.П. Соколова-Скаля, И.В. Шевандроновой, И.В. Сорокина и др. Представлены все жанры, но наблюдается некоторый перевес, так как пейзаж составляет почти 50% коллекции. Основное направление — социалистический реализм. В 1960-1970-е годы наблюдается тяга художников к монументально-эпическим замыслам. Большое число произведений тематически связано с социальным заказом и командировками художников по всем уголкам страны. Эта часть коллекции представлена работами Д.К. Свешникова, Л. В. Кабачека, Б.С. Угарова, Ю.П. Кугача, А.В. и Б.В. Болдыревых и др. Коллекция пополнялась периодически, благодаря плановому комплектованию музеев Министерством культуры, вплоть до 1990-х годов. Каталогизация и выставки новых поступлений определяют основные пути комплектования коллекции. Эта часть собрания музея наиболее востребована и часто задействована в выставках.
Раздел графики самый многочисленный, в коллекции имеются работы, датируемые 1920-1930 годами. В частности, художников И.Н. Павлова, В.А. Фаворского, М.С. Родионова, А.А. Лабаса, З.В. Куликовой, А.А. Моргунова, а также художников И.Н. Зисмана, Е.К. Эвенбах, чьи творческие биографии связаны с Дальним Востоком.
1940-е годы представлены работами ленинградских художников Г.С. Верейского (серия портретов выдающихся деятелей культуры), Н.М. Быльева-Протопопова, московского художника И.Н. Павлова и других.
В 1950-1960-х годах наблюдается расширение возможностей графических техник. В коллекции музея наряду с разножанровыми произведениями графики собрана большая коллекция книжной иллюстрации. Имена, представленные в этом подразделе, занимают центральное место в истории развития книжной графики страны. Это Д.Д. Гончаров, М.И. Пиков, Ф.Д. Константинов, Е.А. Кибрик, М.С. Майофис, А.А. Ушин и др.
В 1980-х годах коллекция графики пополнилась работами художников более позднего поколения.
В коллекции музея представлена скульптура российских мастеров В.Н. Домогацкого, Л.Е. Кербеля, Н.В. Крандиевской, М.Г. Манизера, Н.Б. Никогосяна, В.Е. Цигаля, а также работы скульпторов-комсомольчан Н.С. Ивлевой, А.П. Смирнова, В.С. Касаминского.
Коллекция промышленной графики, переданная в дар музею в 1991 году вдовой ленинградского коллекционера В.В. Борисовского, насчитывающая более 4000 экземпляров табачных и парфюмерных этикеток (1940-1950 гг.), представляют несомненный научный интерес. Коллекция табачных и парфюмерных этикеток отражает все направления в искусстве от модерна (рубеж 19-20 вв.) и неорусского стиля, до сталинского ампира и соцреализма.
В 1970-х годах музей начинает сбор коллекции живописи и графики союзных республик. В эту коллекцию входят работы известных художников национальных школ: грузинской, армянской, азербайджанской, прибалтийской, молдавской, украинской, белорусской и др. В произведениях этих художников чувствуется освобождение от черт социалистического реализма и возвращение к традициям национального творчества.
Коллекция театрально-декорационного искусства насчитывает около 400 произведений живописи и графики. Собрание театрально-декорационного искусства, начавшее формироваться в 1984 году на базе дара ленинградца Б.Н. Васильева (148 ед.хр.), включает эскизы костюмов и декораций, выполненные известными театральными художниками Ленинграда 1920-1950-х годов: Н.П. Акимовым, В.И. Шухаевым, А.Н. Бенуа, В.А. Сулимо-Самуйлло, С.Б. Вирсаладзе, В.И. Доррером, Т.Г. Бруни.
Значительное пополнение коллекции произошло в 1989 году после передачи Министерством культуры (180 ед.хр.) произведений театрального и кинодекорационного искусства 1950 -1980-х годов. Эскизы к кинофильмам студий «Мосфильм» и «Ленфильм» выполнены старейшими художниками, стоявшими у истоков создания профессиональной кафедры, готовящей художников игрового и мультипликационного фильма, созданной в 1938 году при ВГИКЕ. Это М.А. Богданов, П.И. Пашкевич, В.В. Курчевский, И.А.Шпинель и др., также коллекция пополнилась произведениями художников-сценографов, в разное время работавших в нашем городском драматическом театре, — Г.А.Цивилёв, Г.Н. Скоморохов, В.В. Леватаев, О.Е.Евдокимова.
Составлен каталог: «Театрально-декорационное искусство в собрании МИИ».
Большой блок работ составляют произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства художников-дальневосточников и художников-комсомольчан. Музей с особым вниманием относится к художникам Комсомольска-на-Амуре, формируя коллекцию их произведений, отражающую историю развития художественной жизни края. По крупицам, благодаря системе закупок у частных лиц и дарам, собрано наследие первого художника города Г.А. Цивилёва (сейчас коллекция его работ насчитывает 150 ед.хр.), практически в полном объеме собрана коллекция акварелей Н.В. Иванова (около 200 ед.хр.), В.Л. Шкраба (233 ед.хр.). В 1960-е годы в городе сложился сильный коллектив художников: в город приезжает В.Л. Шкраб, В.П. Лановенко, Е.В. Короленко, Г.С. Ли Гирсу. В эти годы искусство Комсомольска-на-Амуре становится широко известным за пределами края. Художники участвуют в крупнейших всесоюзных и всероссийских выставках. В 2008 году составлен каталог «Художники Комсомольска-на-Амуре», в который вошло 2030 ед.хр. произведений живописи, графики скульптуры и декоративно-прикладного искусства художников нашего города, включенных в основной фонд музея. На долю сектора выпадает ответственная миссия быть исследователями истории искусств на местах, летописцами творческой жизни города. Основная масса работ художников – дальневосточников датируется 1960-1980 годами.
Посмотреть все предметы коллекции МУК «Музей изобразительных искусств»