- Заслуженный художник Российской Федерации (2012)
- Почётный гражданин г. Комсомольска-на-Амуре (2012)
- Член Союза художников СССР (1965)
- Награждена медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медалью «Ветеран труда», знаком «Победитель в соцсоревновании»
Надежда Семёновна Ивлева родилась 25 января 1932 года в деревне Петровка Никольского района Орловской области. В 1933-м, в разгар индустриализации, Ивлевы переехали из деревни в Ленинград. Отец устроился на завод слесарем-заточником, мать, не имея никакого образования, — дворником, чтобы получить жилье. Большая светлая комната на пятом этаже приютила дружную семью, которая вскоре пополнилась еще двумя детьми. Словом, жизнь постепенно налаживалась. Но когда началась война, их эвакуировали из Ленинграда в Новосибирск вместе с заводом, где работал отец. После войны Ивлевы вернулись в Ленинград, но прежнее жилье оказалось занятым, и тогда им выделили половину дома в пригороде Ленинграда — Ольгино.
Мать работала в типографии и часто приносила домой бракованные репродукции. Они вызывали восторг у детей, их можно было не только рассматривать и играть с ними, но и вырезать понравившиеся силуэты. А после того, как старшая сестра Валя срисовала с репродукции изображение Ленина, младшая Надя открыла для себя совершенно другой мир, в котором именно она, а не загадочная машина, могла тиражировать любимые рисунки. Посыпались первые «заказы» от подруг, и глянцевые фото с киноактерами, трепетно собираемые девчонками, с упоением перерисовывались старательной Надей. В 1945 году в Ленинграде открывалось Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной для подготовки реставраторов и специалистов по восстановлению разрушенных и утраченных во время войны произведений скульптуры и архитектуры.
Внимательная мама, видя тягу младшей дочери к рисованию, предложила ей съездить в город на выставку, которая проводилась для привлечения творческой молодёжи. Выставка Надежде понравилась, к тому же пришедшие туда преподаватели объяснили, какие именно нужны рисунки для поступления. И она бросилась домой рисовать «с натуры» свой первый натюрморт. Фарфоровый бюст Ленина и фаянсовый кофейник были тщательно срисованы и получили одобрение вступительной комиссии, а в Надежде была отмечена необычайная восприимчивость к тональным градациям. Ещё одно открытие было сделано на экзамене. Сидевшая по соседству девочка виртуозно работала акварелью, выполняя учебный этюд. Надежда присмотрелась и попробовала повторить в новой для себя технике «алла прима» натурную постановку. Потом она всю свою жизнь следовала девизу «Совершенствуйся!».
В 1947 году, окончив 7-й класс и преодолев серьезный конкурс (11 человек на место), Надя была зачислена на отделение скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. Впереди ее ждали восемь лет напряженной учёбы. Первый в училище, о ком Ивлева всегда вспоминает с благодарностью, Василий Ильич Суворов — куратор их группы, преподаватель рисунка. Находя подход к каждому студенту, он старался увлечь не только изобразительной деятельностью, но и прививал любовь к хорошей литературе, к театру. Усилиями Суворова на курсе был создан студенческий театр, в котором Надежда играла сваху в гоголевской «Женитьбе». С благодарностью Надежда Семёновна вспоминает и Ирину Николаевну Никонову — преподавателя композиции и скульптуры, и Виктора Вильгельмовича Эллонена — заведующего кафедрой скульптуры, который первым разглядел в её работах нежную лирическую душу, а также Леонида Абрамовича Месса, больше всего ценившего в студентах, помимо мастерства, образованность и душевную наполненность. И, конечно же, сам Ленинград был главным учителем. Русский музей стал источником живописных открытий: Александр Иванов, Валентин Серов, Михаил Врубель — те художники, чьи работы навсегда покорили сердце Надежды Ивлевой. Долгие часы она простаивала у рисунков и этюдов Иванова, впитывая ту жизненную энергию, которую мастер отдал простому листу бумаги. А походы в Эрмитаж давали возможность приобщиться к классическим образцам мировой скульптуры.
Пять лет учёбы подходили к концу, творческое преддипломное задание выполнено на «отлично», дипломная работа тоже близка к завершению, профессор В. И. Ингал доволен своей выпускницей: аллегорическая скульптура «Хлеб» займет достойное место в Артиллерийском музее «Золотая горка» Ленинграда.
Оставался лишь один вопрос: куда отправиться после окончания института, где найти применение своим силам? В эти дни в коридорах училища можно было часто видеть группу молодых скульпторов, с энтузиазмом обсуждавших возможности предстоящего распределения. В эпицентре этих страстей, горячо убеждая в чём-то товарищей, всегда был сероглазый юноша из соседней группы — Сергей Николин. Надежда, наблюдая за ним со стороны, невольно прислушиваясь, ловила слова «Дальний Восток», «Комсомольск-на-Амуре». Как обычно, из многочисленной толпы «пылких романтиков» лишь четверо согласились поехать на окраину России в молодой, строящийся город. Но Сергей Николин не отступил от своей мечты, а вместе с ним поехали Николай Долбилкин, Надежда Ивлева и Алексей Буробкин. Так в 1955 году Комсомольск-на-Амуре получил в свое распоряжение молодых, одержимых, талантливых скульпторов, которым предстояло создавать новый, неповторимый облик города юности.
Действительность оказалась не такой уж радужной, и настоящих заказов пришлось ждать довольно долго. Первым испытанием для мастерства Надежды Ивлевой было задание восстановить вдребезги разбитый гипсовый бюст Сталина. Творчество в подобной работе, конечно, отсутствует, но возможность показать свое мастерство Надежда использовала в полной мере. Тем более что на практике в училище у нее был опыт реставрационных работ, она принимала участие в восстановлении рельефов Адмиралтейства и скульптур на Зимнем дворце. С этого момента все окружающие, в том числе и художники, среди которых она была единственной женщиной, стали звать ее Надеждой Семёновной. А ведь ей на тот момент было всего 23 года.
В центре внимания Надежды Ивлевой современник. Она выполнила бесконечное число станковых скульптурных портретов в дереве, гипсе, камне, бронзе. Легко оперируя объемами, она создала образы, наполненные живыми человеческими эмоциями. Лишь некоторые из них:
- бюст театрального директора Бориса Наумовича Герцберга;
- бюст писателя и поэта Леонида Дмитриевича Воробьёва;
- Скульптурная композиция «Люблю Комсомольск!». Однажды в мастерскую к Надежде Семёновне заглянул молодой человек, живо интересующийся работой скульптора. Много и подробно расспрашивал о героях, чьи портреты были в мастерской, о материалах и т. д. И, наконец, робко спросил: – А Вы могли бы изобразить меня? Молодой человек стал для Надежды Семёновны олицетворением духа нашего города – города Юности. Работа по созданию небольшой скульптуры из пластилина заняла не более получаса, а в материал была переведена позднее;
- «Мечтатель». Бюст Сергея Васильевича Николина – супруга, соратника и верного друга Надежды Семёновны.
Поиски новых форм и сюжетов привели Надежду Ивлеву в национальное село Кондон, откуда Евгений Васильевич Короленко привез множество эскизов и набросков. В следующую поездку они отправились вместе (1958 год). Надежду Семёновну поселили в семье Самар. Поначалу удивляло всё: необычное убранство нанайской избы, семейный уклад, привычки и необыкновенная деликатность в отношениях. Самой главной в семье была бабушка, которая поначалу очень настороженно отнеслась к гостье, но спустя некоторое время уже доверительно показывала коллекцию деревянных курительных трубок, аккуратно уложенных в старинный сундучок, и образцы древних орнаментов. После долгих уговоров художников и домочадцев бабушка согласилась позировать для портрета «Старушка из Кондона».
Женские портреты занимают особое место в творчестве Надежды Семёновны:
- Бюст Юлии Чепаловой – российской лыжницы, чемпионки Олимпийских игр 1998 (Нагано), 2002 (Солт-Лэйк-Сити) и 2006 (Турин). Ю. Чепалова – единственная российская лыжница первого десятилетия XXI века, сумевшая выиграть Кубок мира (сезон 2000/01). Изначально Надежда Семёновна создала спортсменку без головного убора. Но когда Юлия завоевала олимпийское «золото», мастер решила «подчеркнуть» её отношение к спорту и «надела» на неё шапку и очки.
- «Земля моя, песнь моя!» – портреты хетагуровок. 10 мая 1937 года в Комсомольск-на-Амуре прибыли 400 девушек-хетагуровок.
- «Фабричная девчонка» (1967 г.). Эта скульптура была создана на творческой даче им. Кардовского в Переславле-Залесском, а в материал переведена уже в Комсомольске-на-Амуре. Это образ юной девушки с чертами характера самой Надежды Семёновны, как бы портрет её души – нежной, но в то же время волевой и страстной. Дерево для скульптуры добывалось непросто. Присмотрев подходящую березу на правом берегу Амура, взяв саночки и пилу, Ивлева одна отправилась за материалом. Можно только догадаться, каких усилий стоило хрупкой девушке выпилить из дерева нужный кусок, а потом по внезапно начавшейся пурге дотащить через Амур до мастерской.
- «Летом» – скульптурный портрет соседки, девушки Лены.
- «Нанайская мать. Колыбельная» (1959 г.). Молодая женщина Анна Дигор из Кондона не позировала специально, а просто жила жизнью, естественной для многих поколений её предков. Не спуская с рук малыша, ставшего для нанайской семьи центром мироздания, занималась привычной домашней работой. В композиции «Колыбельная» (постоянная экспозиция музея изобразительных искусств) образ молодой матери-нанайки, прижимающей к груди уснувшее дитя, дан предельно лаконично, найдена выразительная поза: удивительно пластично сплетение рук, сонная истома, охватившая мать и ребенка, буквально разливается вокруг скульптуры. Нет ничего драгоценнее для матери, чем эта сладостная ноша, и нет крепости надёжнее для ребенка, чем материнское плечо. Вся философия материнства – в этой скульптуре. В 1959 году «Колыбельная» демонстрировалась на краевой выставке в Хабаровске и в том же году была показана в Москве на первой выставке «Советская Россия». Здесь произошла встреча с профессором Ингалом, руководителем диплома Ивлевой. Его оценка была очень важна для Надежды Семёновны, ведь на этой выставке она единственная с курса представила творческую работу и заявила о себе как о сложившемся скульпторе.
В 1965 году была принята в члены Союза художников СССР.
Более 46 лет Надежда Семёновна проработала в художественно-творческих мастерских худфонда РСФСР, больше 35 лет она входила в художественный совет города.
Ивлева воплощала в скульптурах образы современников («Портрет партизана Боровского» 1957 г.; «Молодой специалист» 1959 г.; «Портрет первостроителя П.Ф.Кривоносова»; «Портрет Н.Г.Боровицкой» 1969 г., «Строители Амурска» 1964 г.; «Отрочество» 1978 г.), создавала облик не только города, но и региона (рельеф для клуба «Металлург» 1956 г.; рельеф для кинотеатра «Октябрь» 1957 г.; работы для санатория в Южно-Сахалинске, для спортивного комплекса в Амурске в 1981 г.).
Особо крупной работой скульптора был Мемориальный комплекс «Землякам-комсомольчанам, павшим в боях за Родину в суровые годы Великой Отечественной войны», открытый к 40-летию города в 1972 году. Скульптурное воплощение памяти народной, творческая дань авторов тысячам жителей города юности, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.
В 1975 году макет композиции «Весна сорок первого года» отлит из гипса, в настоящее время он украшает художественный музей города (постоянная экспозиция музея изобразительных искусств). В этой скульптуре Ивлева проявила себя как тонкий лирик. В работах советских скульпторов, посвященных первым дням войны, как правило, героический порыв, всенародное чувство гнева, готовность к подвигу. Скульптура Надежды Ивлевой несёт совсем другой эмоциональный настрой. Сидящие на траве в военной форме парень и девушка застыли в трепетном порыве, он, вытянув мальчишескую шею, прикрыв глаза, читает ей стихи, она слушает их, боясь пошевелиться. Внешне фигуры статичны, но в них чувствуется внутреннее напряжение, и этот контраст гармоничной уравновешенности и потенциальной энергии способствует повышенной выразительности скульптурной группы.
С 1979 по 1982 год Надежда Семёновна была членом правления художественного объединения Союза художников РСФСР.
В 1982 году она завершает памятник М. И. Калинину из листовой меди для Ленинского округа города, который был установлен на улице его имени.
В 1987-1989 годах воссоздаёт и выполняет из меди памятник А. С. Пушкину у здания Педагогического института в г. Хабаровске.
У Надежды Семёновны Ивлевой большая творческая жизнь. Все силы, энергию она отдавала художественному оформлению города. Её резцу принадлежит большинство мемориальных досок, увековечивших его историю. Мемориальные доски Ивлевой – это не просто доски, но зачастую целые произведения искусства. Перед изготовлением той или иной доски Надежда Семёновна не просто изображала портрет, но прежде всегда старалась познакомиться с объектом изображения, если не лично, то хотя бы посредством имеющихся в её распоряжении источников. Старалась понять, что представляет собой человек, понять его душу, его взгляд на мир, его предназначение. И затем выражала это уже в готовом образе:
Первостроитель города, художник Г. А. Цивилёв; заслуженный врач РФ В. Л. Пендрие; директор завод «Амурсталь» А. Е. Фролов; В. Е. Копылов – директор авиационного завода; писатель Николай Задорнов; А. Р. Буряк – бывший руководитель города; писатель Г. Н. Хлебников; интернационалист, диктор Всесоюзного радио Ллойд Паттерсон; поэт Николай Заболоцкий; актриса и общественный деятель Нина Ярцева.
Много лет Надежда Семёновна проработала совместно со скульптором, мужем Сергеем Васильевичем Николиным. Результатом их труда можно назвать памятник из меди — «Коленопреклонённый солдат» в посёлке Лососина Советско-Гаванского района и памятник военным строителям в г. Комсомольске–на-Амуре.
Благодаря талантливой работе скульптора Н. С. Ивлевой в нашем городе появился ещё один памятник настоящему герою. В 2005 году в преддверии 60-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне состоялось торжественное открытие бюста первостроителя Комсомольска, Героя Советского Союза знаменитого лётчика А. П. Маресьева.
Надежда Семёновна – не просто скульптор. Она без преувеличения – человек-легенда, олицетворитель своего времени, причём, самой прекрасной его составляющей. Это отражается, прежде всего, в её творчестве – не только скульптурах, но и многочисленных работах: портретах, пейзажах, натюрмортах…
Цветочные натюрморты, создававшиеся на протяжении всей творческой жизни, раскрывают трогательную историю: все букеты, написанные Надеждой Семёновной, были подарены ей её соратником и супругом, скульптором Сергеем Васильевичем Николиным. Когда работа не шла и усталость разливалась по всему телу, Сергей Васильевич неизменно появлялся с букетом цветов и коротко бросал:
ПИШИ!
Так в мастерской Надежды Семёновны появились нежные «Сентябринки», строгие и лаконичные «Нарциссы», роскошные «Пионы».
Многогранен талант скульптора: Надежда Семёновна была замечательным художником, автором проникновенной поэзии, обладала прекрасным голосом, умела играть на фортепьяно и изучала французский язык.
Личными чувствами пронизаны камерные портреты родителей Н. С. Ивлевой – Семёна Васильевича и Дарьи Андреевны. С любовью и трепетной нежностью вспоминала Надежда Семёновна своих родителей, сестру и братьев. Семён и Дарочка всегда поддерживали творческие начинания своих детей. Надежда и её старшая сестра Валентина прекрасно рисовали, а братья Лев и Юрий превосходно пели. В их доме всегда играла музыка и не смолкал смех. Дети рано приобщились к чтению и к хорошей литературе. Каждый из них был талантлив по-своему: Валентина стала физиком-математиком, работала в школе, отмечена многими благодарностями и грамотами. Лев – профессор, изучал атмосферу и её влияние на экологию. Юрий окончил университет, работал инженером. Их уже нет… Но жизнь продолжается в их замечательных и талантливых детях, внуках и правнуках…
Прочитать поэтические миниатюры, часть воспоминаний о семье, объёмнее познакомиться с жизнью и творчеством Надежды Семёновны можно в книге Антонины и Алёны Кухтиных «Папина Надежда». Книга доступна для посетителей научной библиотеки музея. Там же можно найти книгу Льва Ивлева, брата Надежды Семёновны, «Слово о женщинах-физиках».
Надежда Семёновна Ивлева награждена дипломом управления культуры Хабаровского края за создание высокохудожественныx произведений и активное участие в юбилейных выставках (1970), медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медалью «Ветеран труда», знаком «Победитель в соцсоревновании». Она участница 17-ти крупных российских и зональных выставок. В 2004 году участвовала во Всероссийской выставке «Россия-Х» в Москве.
Её имя внесено в «Реестр профессиональных художников Российской империи, СССР, русского зарубежья, Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза».
В 2012 году Надежде Семёновне было присвоено звание «Почетный гражданин г. Комсомольска-на-Амуре».
Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.
В этом же году присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации» приказом Президента РФ от 16.06.2012 №993.
Первая персональная выставка Надежды Ивлевой состоялась лишь в 2004 году, в Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре, где было представлено 80 произведений автора. И в самом названии выставки «Моим комсомольчанам» отразился смысл жизни скульптора — служение людям и искусству.
Вторая персональная выставка состоялась в 2017 году в Музее изобразительных искусств, третья – в 2022 – к 90-летию скульптора.
Специально к 90-летнему юбилею сотрудниками Музея изобразительных искусств было снято интервью с Надеждой Семёновной.
Город Комсомольск-на-Амуре понёс невосполнимую утрату, 9 июля 2022 г. стало известно о смерти Надежды Семёновны Ивлевой.
Это большая утрата для нашего города. Надежда Семёновна была легендой Комсомольска-на-Амуре, его символом и гордостью. Она была самым настоящим творцом и соавтором Города юности. Ее работы окружают нас повсюду. Они стали визитной карточкой нашего города. Она много сделала для того, чтобы Комсомольск выглядел таким, каким мы все привыкли его видеть. Так талантливо сделать это было бы не возможно без любви к Комсомольску-на-Амуре, к городу, который стал для Надежды Семёновны, выросшей и учившейся в Ленинграде, родным. И, самое главное, без любви к комсомольчанам. Эта любовь взаимна, комсомольчане любили Надежду Семёновну, восхищались ее талантами, а они были разнообразны — Надежда Семёновна прекрасно рисовала, сочиняла стихи, любила музыку. Не случайно, что Надежда Семёновна и город, которому она посвятила свою судьбу, были ровесниками. В январе этого года Надежда Семёновна отметила свой 90-летний юбилей, свой последний юбилей…
Глава города Комсомольска-на-Амуре Александр Викторович Жорник.
Надежду Семёновну отличал яркий талант, мощная созидательная энергия, любовь к жизни, к людям, умение передать красоту своего сердца в своих бесценных творениях.
Администрация города Комсомольска-на-Амуре.
Комсомольчане отвечали Надежде Семёновне искренней любовью, одобрением и уважением. Надежда Семёновна Ивлева была и будет самым настоящим символом Комсомольска-на-Амуре…
Память о настоящем человеке, настоящем комсомольчанине навсегда останется в сердцах граждан Комсомольска-на-Амуре!
Надежда Семёновна вкладывала всю свою душу и весь свой талант в то, что делала. Именно поэтому нас так волнуют и не оставляют равнодушными все её работы, которые окружают горожан повсюду. Это скульптуры и скульптурные комплексы, оформление общественных зданий, парковые скульптуры, мемориальные доски, рельефы и панно в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, ЕАО, на Сахалине.
После смерти скульптора была инициирована серия благотворительных мероприятий — ответный жест горожан в память о Надежде Семёновне. Главной целью благотворительных сборов является создание и установка достойного памятника на месте захоронения Ивлевой Н. С. Отдел культуры и музей изобразительных искусств организовали благотворительную выставку-продажу, которая позволяет всем неравнодушным людям поучаствовать в сборе средств для памятника.
Мы рады, что помогли Вам с поиском информации. Будем благодарны, если Вы уделите время и ответите на вопросы, поделитесь своим впечатлением от работы с музейным архивом (архивным модулем на официальном сайте музея изобразительных искусств).