Истоки и развитие творческой жизни города Комсомольска-на-Амуре (1932-2010гг.)

15 Dec 2011

Первые сведения об освоении русскими Дальнего Востока и Сибири датируются 17 веком. Во все времена работящие, талантливые и предприимчивые продвигались на Восток, в поисках новых богатых земель. Ещё одним витком освоения новых земель стало строительство города Комсомольска-на-Амуре в 30-е годы ХХ века. Город должен был стать форпостом страны на Дальнем Востоке. На призыв о строительстве города откликнулись тысячи комсомольцев-энтузиастов. 10 мая 1932 года на берег Амура высадились первые строители города. Среди них был коренной дальневосточник родом из города Благовещенска Георгий Александрович Цивилёв. Именно благодаря его появлению, возникла та творческая среда которая существует в городе по сей день.

Он приехал на строительство города в качестве разнорабочего. Наравне со всеми корчевал тайгу, строил Копай-город, прокладывал первую узкоколейку, в свободное время делал наброски, зарисовки. В 1937 году его назначили художником первого клуба города, он выполнял всю наглядную агитацию: оформлял праздники в городе, рисовал плакаты, писал лозунги. Переняв эстафету у профессионалов, объединившихся в студию военных художников, с 1938 года он стал работать в театральной студии города. Создание декораций и эскизов костюмов стало его непосредственной деятельностью на многие годы. Более сорока спектаклей с оригинальным сценографическим решением создал Г.А. Цивилёв. Помимо этого он работал над оформлением городской среды и создавал живописные полотна, в которых отразилась история города и его жителей. Он был ярким примером художника-универсала, в творчестве которого чётко отразились все приметы времени. 

Большое влияние на развитие творческой жизни города оказали московские художники, приехавшие в город по путёвке ВЛКСМ Хоскель Сандлер и Софья Витухновская. Они были командированы на Дальний Восток с конкретной целью: создать летопись грандиозного строительства. Сбор натурного материала, поездки по нанайским сёлам, работа по оформлению спектаклей в театральной студии, вот далеко не весь перечень их работ. Благодаря их усилиям в городе была создана первая детская изостудия. В 1940 году проведена первая городская олимпиада детского творчества. В ней приняли участие школьники, посещающие изостудию Дворца пионеров и школьников (рук. Х.Сандлер и С.Витухновская) и студийцы Нижнее-Халбинской средней школы. В фондах музея хранятся два детских рисунка с этой выставки. 
В 1937 году город Комсомольск готовился к первому юбилею, и одним из торжественных мероприятий этого события, должна была стать художественная выставка. Подготовка к первой юбилейной выставке ведётся очень основательно, в Комсомольск приехали художники из Хабаровска и Москвы. Основная концепция выставки заключалась в том, что художники должны были представить работы этюдного характера, которые в дальнейшем станут подготовительным материалом для больших программных полотен о строительстве города. Сандлер выставил 47 живописных и графических работ: это был рассказ о первых пяти годах жизни молодого города. Также в выставке принимали участие художники из Хабаровска: В.Ф. Иванов, А.А. Васильев, А.В. Шишкин, В.Н. Высоцкий, Я.С. Куриленко. 
К середине 1930-х годов в стране заканчиваются эксперименты в школьном обучении, и налаживается выпуск учебников. Вернувшиеся из творческих командировок художники принимаются за создание учебников для многочисленных народностей СССР; переводятся и выпускаются сказки и эпосы. Ленинградской художнице Евгении Эвенбах закончившей в 1923 году Академию художеств по классу Петрова-Водкина, поручено оформление и иллюстрирование букварей для народностей Крайнего Севера. В 1934-1938 годах она совершает путешествие по Амуру и посещает г.Комсомольск, из этой поездки привозит серию акварелей и автолитографий «По Амуру». Сейчас даже трудно представить насколько сложным оказалась путешествие на Дальний Восток: около полумесяца заняла дорога в поезде до Хабаровска, более недели понадобилось, чтобы плыть на пароходе по Амуру, а дальше на попутных лодках. Из села Троицкого она вместе с попутчиками приплыла в стойбище Найхин, затем – в Даергу, в Даду. Совершенно необычная жизнь открылась перед ней в маленьких селениях. Нередко на людях одежда из рыбьей кожи. Младшие дети ходили голые. У женщин часты серьги в носу. У охотников и рыбаков ещё бывало по две жены и по пятнадцать- двадцать детей. Внимательное ознакомление с особенностями жизни и труда, с предметами быта, с одеждой сначала нанайцев, затем нивхов требовало много сил. Эвенбах вместе с автором текста учебников О.П. Суник проводила занятия со школьниками, взрослыми, проверяла, как воспринимаются рисунки и текст в учебниках. На основе живых впечатлений и тщательно проверенных наблюдений, зафиксированных в огромном количестве этюдов и зарисовок с натуры, ею создаётся оформление для букварей и книг на языках нивхов и хантов, нанайцев, эвенков и уде. Безупречная этнографическая точность рисунков Эвенбах придаёт им особенную художественную и жизненную убедительность. 
Во время войны творческая жизнь в городе почти замирает, тяжело болеет Г.А. Цивилёв, но, несмотря на это, по заданию газеты «Сталинский Комсомольск» оформляет агитационные окна «Удар по врагу», создаёт серию рисунков «Ужасы фашизма». 
С 1944 по 1947 год в городе в эвакуации находится семья ленинградских художников - С.Л. Закликовская и её муж скульптор И.И. Суворов (ученики П.Филонова), они активно работают с Г.А. Цивилёвым по оформлению города. Закликовская вместе с Цивилёвым выполняет роспись потолка зрительного зала, готовящегося к сдаче Дворца культуры судостроителей, открытого для горожан в 1946 году. Суворов выполняет скульптурную композицию для оформления портика горсовета. 
В 1947 году усилиями Цивилёва во Дворце культуры организована художественная студия, у него появляются ученики: Н.Л. Драчёв, Н.В. Иванов, Н.Н.Муравлёв, А.А. Абросимов, Н. Деревцов и др. Это взрослые люди, обладающие профессией, которая позволяет вполне прилично существовать и даёт возможность занять определённую нишу в обществе. Но им этого явно не достаточно, они стремятся постичь нечто, данное природой, но до конца не понятое ими самими. После работы, они настойчиво рисуют в студии, ходят на этюды, общаются, изучают по репродукциям образцы мирового искусства. Искусство помогает им компенсировать чувство эмоционального и эстетического голода. 
Для всех этих художников путь в искусстве начинался с самодеятельного творчества, и настоящее профессиональное образование было получено уже после того, как сформировался характерный именно для художников образ мышления и взгляд на жизнь. Роль школы в начальный период их становления играла интуиция, жизненный опыт и естественное понимание красоты, воспитанное укладом жизни и природой.
Первая студия при Дворце культуры судостроителей продолжала работать, в разное время в ней преподавали: Г.А. Цивилёв, А.В. Мащенко, В.Л.Шкраб, Г.С. Лукьянов, Т. А. Лысанова.
Студия воспитала талантливых молодых людей, избравших для себя единственно верный, мучительный и сладостный путь творческих исканий. Имена этих художников связаны с историей города неразрывно, каждый увидел и полюбил город по-своему, нашёл волнующую тему в сплетении исторических событий и реальных человеческих судеб и остался верен мечте до конца. 
История города тесно переплетена с историей страны. Но в тематической картине, отразившей все наиважнейшие моменты, мы не найдём сюжетов отвлечённых рассказывающих о вождях или героях, не имеющих отношения к городу. Только с позиции летописи Комсомольска-на-Амуре создаются сюжеты всех картин. «Первый митинг строителей», «Хетагуровки», «Ледовый переход», «Санный поезд», «Спуск корабля», «Закладка первого камня», «Первые мастерские», «Первый ребёнок» - это не просто название живописных полотен, это история города, его портрет, выполненный влюблёнными в него первостроителями и художниками в одном лице. 
В 50-е годы повышается интерес к градостроительству, монументально-декоративному искусству. Сфера деятельности художника в городе расширяется, советское искусство совершает качественный скачок, подготовленный в недрах предшествующего периода, и об этом свидетельствует огромный прилив новых творческих сил.
Общественность города, художник Г.А. Цивилёв, А.В. Мащенко писали приглашения для художников желающих работать в городе. Так, по приглашению Г.А. Цивилёва, из Биробиджана продолжить педагогическую деятельность в городе в 1954 году приехала семья Г.С. Ли Гирсу. В том же году в город приехал из Хабаровска художник-фронтовик В.Л. Шкраб. В 1955 году в творческий коллектив художников города вливаются новые силы, после распределения приезжают выпускники Ленинградского училища им. В. Мухиной – Н.П. Долбилкин, Н.С. Ивлева, С.В. Николин, А.Н. Буробкин. Между главным инженером завода ЗЛК Г.А. Жуковым и руководителем диплома архитектором Сретенским была договорённость, согласно которой несколько дипломников выполняли работы, предназначенные для оформления города Комсомольска-на-Амуре. А.Н.Буробкиным были спроектированы фонтаны «Тайга» и «Амур», для придворцовой площади, Николиным - аллегорическая скульптура «Молодость» для украшения портика Дворца культуры ЗЛК. Но именно в этот момент, как гром среди ясного неба, грянуло постановление Хрущёва «об излишествах в архитектуре», и эти проекты остались нереализованы.
Первым и самым значительным произведением монументально-декоративного искусства в крае была мозаика, посвящённая Ленинскому комсомолу, во Дворце культуры судостроителей, над которой Н.П. Долбилкин работал десять лет. В 1965 году к 20-летию Победы, мозаика, состоящая из шести панно, на 200 кв.м., посвящённая героической истории комсомола была завершена.
Н.С. Ивлева – скульптор, на протяжении многих лет вносящая в лицо города индивидуальные черты. Более ста работ – скульптурных композиций, портретов - на счету у Н.С.Ивлевой, много произведений выполнено в соавторстве с С.В. Николиным. Значимы для комсомольчан и истории города работы скульптора: мемориальные доски первому художнику города Г.А.Цивилёву, заслуженному врачу РСФСР В.Л Пендрие, Буряку А.Р., памятник М.И. Калинину, портрет художника С.Кузнецова, художницы Г.Соловьёвой, первостроителя Кривоносова П.Ф., бюст-портрет герою Советского Союза В.Орехову, вместе с С.В.Николиным сделан для Совгавани памятник рыбакам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и воссоздан памятник А.С.Пушкину в Хабаровске. И конечно Мемориал Памяти комсомольчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 9 мая 1972 года Мемориал был торжественно открыт, органично вошёл он в городской ансамбль и стал любимым местом комсомольчан и несомненной удачей авторов.
В 2002 году в городе установлен памятник участникам ледового перехода 1934-35гг «Воин-строитель», его автор С. В. Николин. Проект памятника был сделан ещё в 1975 году, по ряду причин - объективных и не очень, только спустя 25 лет он был воплощён в материале (кованая медь). От замысла до воплощения прошла четверть века. Скульптору удалось воплотить свою мечту буквально за год до смерти.
В 2005 году в сквере у кинотеатра «Факел» открылся ещё один памятник Н.С.Ивлевой легендарному лётчику Герою Советского Союза Алексею Маресьеву, первостроителю города Комсомольска-на-Амуре.
В начале 1960-х годов в Комсомольске сложилась многочисленная группа активно работающих художников, очень настойчиво обсуждался вопрос об открытии в городе картинной галереи. По распоряжению администрации города было выделено помещение и актив студийцев, самодеятельные художники: Панов Н. С, Перцев Н.С, Фефелов П.Л, Чернявский В.Г. и другие своими силами стали обустраивать «голое» помещение. Доставали трубы, уголки, в кузнечном цехе завода ковали крючки для подвески картин. В свободное время, вечерами иногда до глубокой ночи обустраивали помещение. Картинная галерея была открыта на общественных началах. Зав. фондами был избран студиец Валерий Панов. Дежурили на выставке и проводили экскурсии и беседы – сами студийцы по графику. Большую лепту в формирование фондов галереи и превращение её в Музей советского изобразительного искусства внесли вновь приехавшие в Комсомольск на встречу с первостроителями города московские художники Х. Сандлер и С. Витухновская. Им хотелось оставить добрый след в городе, где они начинали свой творческий путь. Они написали воззвание всей стране «Подарите работы комсомольчанам!» Его публикуют «Советская культура» и «Московский художник», чтобы обращение действительно нашло отклик, необходимо было провести большую организационную работу, при помощи ЦК ВЛКСМ им удалось добиться специального решения Художественного фонда СССР, взять кураторство над созданием коллекции. В Москве на улице Черняховского, 5 был организован штаб, где дирекция Художественного фонда самым тщательным образом отбирала графические и живописные произведения, достойные украсить стены будущего музея. Первая посылка со 105 работами была получена в городе в августе 1965 года, это был личный дар художников-графиков страны будущему музею. Художниками, заложившими фундамент будущей коллекции, были члены МОСХа: Лев Аронов, Бениамин Басов, Илларион Голицын, Юрий Рейнер. И, конечно же, свои работы подарили Сандлер и Витухновская. «Комсомольская правда» публикует статью, в которой пишет: «Двое художников, когда-то начинавших свою творческую биографию на берегу Амура, собрали для Комсомольска что-то около сотни картин. Их мечта - организовать в городе картинную галерею». Но мечта уже стала явью, и следующая посылка - это 240 живописных и графических произведений от дирекции Художественного фонда РСФСР и других союзных республик, Московского художественного комбината - поступила в Комсомольск в конце декабря 1965 года. Стоимость этого «всесоюзного» подарка превышает миллион рублей. Официально, в торжественной обстановке, Художественный музей был открыт 6 сентября 1966 года. 
Всех художников-комсомольчан, независимо от уровня их профессиональной подготовки, от уровня образования характеризует одна очень яркая черта - необыкновенная творческая смелость и упорство. Они создают не просто пейзажи, портреты и натюрморты, а именно картины, многофигурные композиции, где не только формат, но и глубина замысла подчёркивают их искреннее восхищение перед человеком, творящим историю. Картины, выполненные в лучших традициях соцреализма, пропитаны духом романтики, наполнены вольным ветром дальневосточных просторов. Герои, населяющие их – это сильные мускулистые люди, с широкой грудной клеткой, ногами, созданными для ходьбы по непролазной тайге, руками, привычными к разному труду, с лицом, выражающим силу и решимость. Этому типу «Человека - созидающего» они остались верны в своём творчестве. 
Очень много исторических картин написано художниками в сотрудничестве. Так А. Абросимов пишет в паре с Н. Драчёвым картины «Ледовый переход», «Тревожная молодость», А. Семёнов и Г. Репин - «Партизаны – дальневосточники», Г. Цивилёв и Н.Заславский - «Первые мастерские», Н.Муравлёв и Д.Гутов - «Рыбаки Охотска», «Мечта о городе».
Первыми в крае комсомольчане взялись за выполнение монументальных произведений. Гостиницу «Восход», речной вокзал, кинотеатр «Комсомолец», аэропорт, клубы «Кристалл», «Алмаз», ДК судостроителей, ДК железнодорожников украсили монументально-декоративные произведения художников города: Е.В. Короленко, А.В. Мащенко, Н.Н. Муравлёва, А.И. Абросимова, Г.С. Ли Гирсу ,Д.А. Гутова, Н.С.Ивлевой, В.П. Лановенко, В.Л. Шкраба. Впервые на Дальнем Востоке в1964 году появились изделия художественной керамики производства комсомольчан. Всё, что создано художниками за эти годы, отличается напряжённой проблемностью, применением крупных экспрессивных, символических форм, осознанием ответственности за главные жизненные ценности.
В 1970-е годы, в Комсомольск по приглашению Хабаровского отделения Союза художников приезжает большая группа выпускников художественных вузов страны: В.П. Пащенко, Л.Г. Шилов, В.Н. Уфимцев, Н.Н. Чувахин, В.В. Павлюченков, Е.Павлюченкова, А.В. Соловьёв, Г.П. Соловьёва, С.В.Кузнецов. Новый край манит своими гигантскими масштабами, город, овеянный романтикой первых пятилеток, диктует совершенно новый ритм творческой деятельности. Внимание всей страны вновь приковано к Дальнему Востоку – БАМ, стройка века, становится для художников главной темой творчества. И вновь перед зрителем предстают тематические картины, рассказывающие о комсомольцах 30-х годов и о принявших эстафету комсомольцах 70-х. Строители дня сегодняшнего сняли красноармейскую форму, в их руках кирку и лопату заменили современные орудия труда, они в интерьерах механизированных цехов заводов и фабрик, живописный стиль произведений «посуровел». 
Коренные дальневосточники – художники Ю.И. Быков, С.Н. Золотарёв, Г.Н. Захаркин, А.А. Зибаровский, скульптор А.П. Смирнов - поколение творчески одержимых людей, выросших на Дальнем Востоке и не мыслящих себя вне города. Художниками накоплен богатый творческий материал, время диктует новые темы и новые формы для воплощения задуманного.
Появляются произведения сложившихся мастеров, в которых новое прочтение жизненного пространства, его духовной сущности определяет и образный язык изображения.
Именно в 70-е-80-е годы художники активно создают на холстах дальневосточный эпический пейзаж. Не вмещаются дальневосточные красоты в стандартные рамки традиционного пейзажа. Идеалом русской пейзажной живописи является пейзаж настроения, преображающий картины природы в образы душевных состояний, создающий особое пронзительно-лирическое настроение русского раздолья средней полосы, нежного трепета есенинских берёзовых рощ. Но сложно перенести это понимание пейзажа на Дальневосточную природу, с мощно звучащей в ней эпической нотой. Другой размах, другая величавость диктует и применение иных средств: звонче и декоративнее становится палитра художника, крупнее, пластичнее мазок, укрупняется размер холстов, ведь немыслимо показать мощь и величие реки Амур, раскинувшейся в обрамлении исполинских сопок, свысока глядящих на людскую суету, в стандартном пейзажном формате.
Меняется время, страна, в конце ХХ века былые ценности уничижительно растоптаны или преданы забвению, художники потеряли в лице государства постоянного и преданного заказчика. В небытие ушла тематическая картина. Кончилось время подвигов и завоеваний? Нет перста, указывающего верный путь в хитросплетениях творческих лабиринтов? Возможно, сказывается некоторая растерянность художников перед сложившимся историческим периодом. Отсутствие финансирования и социального заказа крепко ударило по привычному для всех жизненному укладу. Постоянно только одно - природа, нас окружающая, из которой художник может постоянно черпать мотивы для вдохновения. И поэтому, в последние десятилетие 20 века в творчестве местных художников предпочтение отдаётся городскому пейзажу и натюрморту. Художники, пополнившие ряды КОСХ за последнее десятилетие ХХ века, тоже в основной массе своей поклонники пейзажного и натюрмортного жанра: К.Н. Дружин, Н.А. Карпов, И.А. Кочергина, А.Я. Захаров. 
В 1998 году в городе создано молодёжное творческое объединение «Томка», его костяк - это в основном преподаватели детской художественной школы города. Председатель объединения - молодая художница, выпускница Хабаровского худграфа, Марина Трушникова. Именно с 1998 года молодые художники заявили о себе групповыми выставками: «Мы молодые»(1998, 2000гг), «Полнолуние»( 2000, Хабаровск), «Мир внутри тебя»(2001, Хабаровск), «Сфера»(2003) и др. 
В 2004 году молодые художники приняли участие в фестивале современного искусства «Перспектива комнаты», в рамках фестиваля объединением были проведены выставки: «Про мух», «Мужчина и женщина», «Лабиринты фантазий». 
В 2001 году в городе благодаря инициативе художников и искусствоведа О.Ю. Приваловой, при поддержке предпринимателя и депутата городской думы города Эдгарда Зайцева открывается первая частная галерея современного искусства «Метаморфоза». Одна из главных целей галереи -открытие выставок молодых и талантливых художников. Помимо художественных выставок галерея проводит музыкально-поэтические вечера, диспуты о искусстве, мастер-классы. За своё недолгое существование в галерее проведено около ста выставок различных направлений. В 2000-е годы в КОСХ пополнился очень разноплановыми художниками, это Валерий Леватаев, Сергей Машков, Валерий Суслов, Александр Потехин, Ирина Загузова, Сергей Машков, Наталья Лудцева, Сергей Козлов. Они работают в разных техниках и жанрах, это очень разноплановые художники с большим творческим потенциалом. Но, тем не менее, определённая аура города, построенного в 1930-е годы, не отпускает художников в «свободное плавание», какими-то невидимыми нитями, она крепко держит их в рамках традиционного реалистического искусства, обогащая его современным изобразительным языком и многозначностью трактовок.
Художники, навсегда связавшие свою творческую судьбу с городом Юности и Дальним Востоком, создали неповторимый облик города в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного, монументального искусства. Всё созданное ими является не только культурным достоянием нашего города, но и историческим документом эпохи.
Е.В. Быкова зав.отделом
Современного искусства
 
Перечень использованной литературы. 
 
1. Васильев Л. С кистью и палитрой – на путину//Дальневосточный Комсомольск. – 1966.
 
2. Бродский А. Город. Картины. Люди.//Молодой дальневосточник. - 1966.
 
3. Журнал «Художник» № 10, 1967г, с.23.
 
4. Баранов П. По путёвке комсомола//Вперёд. 1967.
 
5. В.Г.Старикова «Художники Приамурья», Хабаровское книжное издательство, 1968г.
 
6. Журнал «Художник» № 10, 1972г, с.35.
 
7. .В.Цивилёва – «Так велело сердце», в кн. «Песня – моя Комсомольск», Хабаровское книжное издательство, 1982 с.368-382.
 
8. Ф.Куликов «Художники и Комсомольск» в книге «Песня – моя Комсомольск», Хабаровское книжное издательство, 1982. с 341-360.
 
9. «Комсомольск-на-Амуре, город мужества и героизма», Хабаровское книжное издательство, 1982г.
 
10. Т.А.Кубанова «Постигая сущность красоты», Комсомольск-на-Амуре, Издательство Приамурского географического общества, 2002г.
 
 
Каталоги
 
1.Выставка произведений художников РСФСР, 1952г.
2. Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока, Иркутск. 1956г.
3. IV городская выставка г.Комсомольск. январь 1959г.
4.V городская художественная выставка, посвящённая 22 съезду КПСС, сентябрь 1961г. г.Комсомольск-на-Амуре.
5. 1-я зональная выставка «Советский Дальний Восток, Хабаровск 1964г.
6. 2-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток», Хабаровск, 1967г.
7. Выставка работ самодеятельных художников Хабаровского края (к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина) 
8. Каталог 9-ой городской выставки «Художники города участникам ВОВ. 9 мая 1970г. Комсомольск-на-Амуре.
9. Художественная выставка «100 акварелей Приамурья», авторы А.В.Мащенко, Г.С.Лукьянов, Н.Г.Ноговицын ( посвящается 40-летию города), январь 1972г.
10. Каталог городской выставки художников-комсомольчан. г.Комсомольск-на-Амуре, 1973г.
11.4-я зональная выставка «Советский Дальний Восток», Владивосток, 1974г.
12. Каталог Комсомольского-на-Амуре музея Советского изобразительного искусства, издательство «Художник РСФСР» Ленинград, 1974г.
13. 32-я краевая художественная выставка «30 лет Победы», Хабаровск, 1975г.
14. Каталог персональной выставки художника Е.В.Короленко, работ раннего периода «Кондонского и Усть-Орочского циклов», 1954-1960гг., г.Комсомольск-на-Амуре 1976г.
15. 4-й съезд художников РСФСР (стенографический отчёт» Ленинград, «Художник РСФСР», съезд состоялся 16-19 ноября 1976 года.
16. Городская выставка «60 лет Советской власти», Комсомольск-на-Амуре, 1977г.
17. Каталог Е.В.Короленко. Москва 1979г.
18. Выставка «Времена года» ( работы созданные на академической даче им.И.Е.Репина, А.И.Абросимовым, В.П.Лановенко. Комсомольск-на-Амуре 1979г.
19. 5-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток» Чита 1980г. 
20. Художественная выставка Н.П.Долбилкина (живопись, графика), г.Лениногорск 1980г.
21. Городская выставка самодеятельных художников «Отечество славься моё», г.Комсомольск-на-Амуре, 1981г.
22. Художественная выставка «50 лет Комсомольску-на-Амуре», «Советский художник», Москва 1982г.
23. «Долбилкин – мозаика, живопись, графика», (каталог без даты).
24. 6-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток», Владивосток 1985г.
25. Выставка к 70-летию пограничных войск КГБ СССР, Хабаровск 1988г.
26. 7-я региональная художественная выставка «Дальний Восток», Якутск 1990г.
27. Каталог юбилейной художественной выставки (60 лет городу), 1992г.
28. 8-я региональная художественная выставка «Дальний Восток», Хабаровск 1997г.
29. Каталог юбилейной выставки «Хабаровской организации СХ России 60 лет», Хабаровск 1999г.

Оставить комментарий