Юбилею Комсомольска-на-Амуре посвящается...

12 Jun 2017
2017 год – юбилейный год для нашего города. Городу Комсомольску-на-Амуре исполняется 85 лет. И сегодня мы поговорим о картине  члена Союза художников России Н.Брусницыной  «Мокрый проспект», изображающей любимый нами город.
В творчестве Натальи часто встречаются виды города. Картинана писана маслом на холсте и создана в 2002 году. На работе изображен узнаваемый вид города, центральная улица - проспект Ленина, "бренд" – Дом со шпилем, в выгодном ракурсе, который часто используют фотографы и художники при создании своих произведений. При рассматривании картины все чаще приходит в голову слово ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Оно буквально во всем: во времени года, суток, в цветовой гамме, фактуре, в идее самого произведения. Противопоставление не агрессивное, в нем нет конфликта. Это доброе соседство, взаимовыгодное сотрудничество как самих объектов, изображенных на картине, так и средств изобразительного искусства, создавших произведение. 
На картине изображен город весенним днем после недавно прошедшего дождя. Та ранняя весна, когда вокруг еще хозяйничает зима, но число на календаре, пригревающее солнце и первый дождь свидетельствует о приближающейся весне. Часть проспекта перспективно сужается от левой нижней части картины и теряется вдали. На дороге и обочинах лежит снег, на первом плане, там, где снег подтаял под  воздействием дождя, образовались лужи, отражающие виды улицы. Дорога покрыта мокрым блеском. Группы деревьев расположены по обе стороны улицы.  Жухлая листва, плотность и густота обнаженных веток, по-осеннему  коричнево-бордовые очертания деревьев, вносят сумбур в весенний пейзаж. Пасмурное небо, которое только начинает распогоживаться, усиливает эффект противостояния двух сезонов. Непогода межсезонья, малое количество людей и транспорта...  начало нового дня словно олицетворяет пробуждение от долгого зимнего отдыха не только природы, но города и каждого его жителя, давая понять, что для художницы ранняя весна – это один из этапов в природе, без которого не будет зелено-весеннего пробуждения. В природе все быстротечно и нужно успеть полюбоваться всеми ее красотами.
По обе стороны улицы изображены жилые пятиэтажные дома, оштукатуренные и покрашенные в желтый цвет, украшенные различными архитектурными элементами. На стенах домов видны следы прошедшего не так давно дождя. Сопоставляя облик улицы и, в частности, домов с днем сегодняшним, хорошо заметны изменения, произошедшие за эти 15 лет. Но все же внешний вид спешащего транспорта (автобусов и трамваев) говорит об относительной современности полотна. Каждый городской пейзаж помогает отразить ход времени, проследить изменения архитектурных строений, инфраструктуры города. Помогает сохранить память об историческом облике города. В ретроспективе урбанистический пейзаж – это путеводитель по городам прошлого, настоящего и будущего.
Эмоциональное воздействие на зрителя достигается владением художественными средствами, благодаря которым художник может "манипулировать" настроением смотрящего.
Бросая первый взгляд на картину зритель понимает, что центром композиции, главным героем является дом со шпилем. Намеренно завышая высоту здания, уводя шпиль, скрывая его за облаками, художница придает значимость, масштабность нашему главному герою. Вертикальную вытянутость композиции добавляют два здания, обрамляющие, словно стража, центр композиции и выходящие из правого и левого края картины.
На первом плане изображено дорожное полотно, которое занимает 1/3 всей композиции, но при этом оно не смотрится массивно и композиция выглядит уравновешенно. Этого художник добился благодаря зеркальному отражению светлых стен зданий и отблесков неба в лужах подтаявшего снега.
Белёсость снега скрывает и сглаживает темное полотно дороги, а четко выверенная линия горизонта открывает большое воздушное пространство, добавляя легкости пейзажу. Горизонтально расположенные объекты верхней и нижней части картины (это и лужи, и тучи, и светлые пятна на небе) придают основательность, монументальность, уравновешенность композиции. Но глядя на неё, у зрителя не возникает ощущения монотонности и тяжести. Диагональная линия  трамвайного полотна, протянувшегося от левого нижнего угла к правому верхнему, добавляет пейзажу движения. Благодаря именно такому направлению (слева направо, вверх), зрителем композиция воспринимается  позитивно, это придает движению жизнеутверждающую окраску, вызывая ощущение силы. Динамичность композиции придают также движущийся в различных направлениях городской транспорт и жители, идущие по мокрому проспекту. Даже незначительные фигуры делают пейзаж живым, динамичным, сюжетным. Обилие звуков, движение – если говорить о городе, то без этих его составляющих никак не обойтись. И, тем не менее, городской пейзаж также наполнен определенной романтикой провинциальной жизни.
Мягкость работе придает отсутствие четких деталей, условность в исполнении. Характер эскизности лишает людей, здания скрупулезной прорисованности. Взгляд не цепляют жесткие, точные линии, что позволяет свободно разглядывать вид, открывшийся нам, подобно тому, если бы мы сами находились на проспекте весенним ранним днем. Создается ощущение невесомости, словно работа написана на одном дыхании, без доработок и исправлений.
Атмосферу противопоставлений поддерживает и колорит картины. Основные цвета – синий и желтый, во множестве своих оттенков и нюансов. Плотные, глубокие, яркие цветовые пятна (участки неба, транспорт, прохожие) контрастируют с почти  акварельной мягкость световоздушной среды, подернутой утренней дымкой.  Художница, владея пленэрным письмом и под чутким вниманием своего учителя, умело сочетает типы натурного видения. Она использует способность глаза вычленять локальный цвет в игре рефлексов, и, наоборот, интенсивно воспринимать цветовые и световые рефлексы. Благодаря соединению этих двух типов видения Наталье удалось передать изменчивость состояния природы, ее форм. Переливы красок и контрастность делают картину более реалистичной, создают ощущение живости и непосредственности пейзажа. Игра идет на контрасте. Художница противопоставляет тепло и холод. Уютность и теплота зданий на фоне зябкости неба и луж подчеркивает лиричность настроения. Противоположности не конфликтуют, не подавляют друг друга. Гармонично соседствуя рядом, цветовые решения оттеняют, зажигают, взаимно усиливают свою интенсивность. В далекой перспективе оттенки смешиваются, превращаясь в цветную дымку.  Теплый, привлекательный желтый растворяется в спокойном и холодном синем. Сглаживается противопоставление противоположнорасположенных локальных цветов,  дополнительно даря картине умиротворение.
Создавая глубокую воздушную перспективу, удаленные от нас предметы менее яркие, менее четкие, меньше по размеру, детализации которых автор уделяет мало внимания. Дальний план (третий план) мы видим в дымке через слой воздуха. Третий план формируется благодаря и линейной перспективе.  Линейная перспектива создается за счет геометрических элементов, ненавязчиво присутствующих в картине. Линии дорожного полотна, трамвайных путей, крыши и стены домов устремляются в точку схождения, именно там, где пересекаются все горизонтальные линии. Тем самым создается иллюзия пространства на плоскости холста.
Наряду с акварельной мягкостью колорита художница выбрала мягкость мазка. Лессировочные, еле уловимые мазки неба, зданий, проспекта, подчеркивают пастозность, плотность мазка островков снега. Тонкое, гладкое письмо успешно передает эффект зеркальной поверхности луж, противопоставляется, но в тоже время подчеркивает неоднородность, рельефность, объёмность снежного слоя.  
В синтезе разнообразных художественных средств родился романтический образ небольшого провинциального городка с его «московской» достопримечательностью.
Картина Натальи Брусницыной может производить противоречивые впечатления. Для кого-то это сырость, слякоть и грязь межсезонья, для кого-то - живописный портрет главной улицы города. А для меня это предвкушение скорого прихода весны. Здесь нет нависших плачущих туч, мрачного дождя и нет места унынию. Едва пробившиеся теплые лучики солнца пока только тешат природу на подъем, зима отступит не сразу. Но весна и теплое настроение потихоньку завоевывают новое пространство в моём живописном родном городе Комсомольске-на-Амуре.
Не смотря на противоречивость восприятия картины, она наполнена чистотой, блеском, мажорным настроением автора,  что является констатацией неопровержимой любви к городу.  Наталья делится со зрителем своим восприятием окружающего мира, атмосферы города, который всегда останется в ее душе творческой родиной.
В разнообразии городского пейзажа скрыты самые необычные возможности: для людей разного возраста и социального положения найдется свой уголок урбанистической среды, который бы оказался родным. Картины города продуцируют успех, настраивают на гармоничное общение с современным миром: погружаясь в искусство городского пейзажа, сложно не почувствовать себя и его частью, и в то же время – непременно сохраняешь себя. В общем, для любого случая, для любого настроения, для любого мировоззрения – городские пейзажи могут быть самыми разными!
 
Методист по музейной деятельности
Е.С. Винникова 
 

Оставить комментарий