Творческое наследие Владимира Уфимцева в собрании Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре

10 Jun 2015

Владимир Николаевич Уфимцев родился 8 ноября 1948 года в городе Николаеве на Украине. После окончания средней школы учился в Одесском художественном училище имени М.В. Грекова, потом отслужил в армии и поступил без особого труда в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. В 1977 году по распределению приехал в г. Комсомольск-на-Амуре и работал в нашем городе в мастерских Художественного фонда РСФСР в качестве художника-живописца.

Художник активно участвовал в поездках по БАМу, во время которых писал этюды. Портрет «Девушка с Ургала» (1978 г.), картина «В пути» (1978 г.), хранящиеся в фондах Музея изобразительных искусств, явились результатом творческих поездок художника.

С 1973 года Владимир Уфимцев начал принимать участие во всесоюзных, республиканских, зональных и краевых художественных выставках. В 1982 году его приняли в члены Союза Художников СССР.

Художник, представитель московской школы, творил во всех жанрах живописи, создавал портреты, пейзажи, натюрморты, свободно владел многими техниками. Пытливость в художественном познании мира, сложные, разноплановые углы восприятия, которые разрабатывал и углублял художник, свидетельствуют о многогранности и неисчерпаемости его дарования.

Владимир Уфимцев, бесспорно, обладал ярчайшей творческой индивидуальность, особым, присущим только ему видением мира, был способен тонко чувствовать жизнь и человека, мог найти красоту  в самом простом предмете, передать особенности его формы и цвета. Умение видеть мир всем его красочном многообразии, дар правдиво и живописно отображать окружающую действительность – качества, отличающие произведения художника. Перед внимательным зрителем открывается художественное кредо автора – честное отношение к искусству и верность теме, которая его по-настоящему волнует.

Владимир Уфимцев отличался тем чувством меры, которое определяет высокую художественную культуру и тонкий развитый вкус, глубокое знание традиций искусства разных эпох.

Особым разделом творчества художника является портрет. Портрет — один из главных жанров изобразительного искусства. Важнейший критерием является сходство изображения с моделью. Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, а также черт, отражающих определённую эпоху, социальную среду, национальность. В то же время, отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящие воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску.

Портреты Владимира Уфимцева – это не просто талантливое воссоздание физических черт индивидуального лица, но, главное, внутренний мир, в котором живет изображаемый человек. Покоряют и надолго остаются в памяти его элегантная гармония цветовых решений, точно найденная линия и высокое мастерство академического рисунка. В виртуозных крандашных и живописных портретах художник использует весь огромный арсенал формальных приемов. Колористическое мастерство живописных портретов, совершенство и точность уфимцевского рисунка  необыкновенны. Глубина эмоционального и психологического воздействия работ мастера объясняется умением найти верные изобразительные средства и в совершенной форме воплотить жизненный образ. Портреты Уфимцева остропсихологичны, духовно значительны и наполнены глубоким философским смыслом. Чем глубже художник понимает характер своего героя, тем более убедительно раскрывает в портрете его сущность, создавая цельный образ.

Уфимцев был мастером портрета. С особой, неподражаемой виртуозностью художник создавал женские образы – важнейшую тему его искусства. Умело вызывая у зрителя определенные ассоциативные связи посредством употребления множества разнообразных приемов и средств, художник раскрывает эстетику женственности как категории красоты.

В портрете девушки из рабочего поселка «Девушка с Ургала» художник сосредотачивает внимание на выражении глаз. Портрет выполнен в технике масляной живописи. Художнику, прежде всего, важно передать ее внутреннюю жизнь, близость к  естественной среде, которая служит фоном портрета.

Еще один портрет, поражающий филигранностью исполнения и пластической точностью, — «Современница», также созданный в технике масляной живописи. Тонкое, строгое лицо как бы светится на темном фоне, завораживая игрой света и тени.  Но в этом портрете для художника важно было передать и состояние души своей модели, поражающей внешней красотой, выразить тот свет внутренней жизни, без которого не существует  настоящего портрета.

Уфимцев любил карандаш, тонко и технически точно используя этот материал. К сожалению, портретов, выполненных карандашом, сохранилось немного. В фондах Музея изобразительных искусств находится 6 женских портретов, выполненных карандашом, в каждом из которых перед зрителем предстает не просто модель, но героиня со своей судьбой, со своим внутренним миром, жизнью души. Свои модели художник чаще всего изображает в профиль или в вполоборота, детально и почти осязаемо запечатлевая черты лица. В виртуозных рисунках Уфимцев создал образы, полные женственности и глубокой духовной жизни.

Скрытую внутреннюю жизнь художника раскрывают автопортреты. Перед зрителем художник часто предстает в красном, алом. Алый цвет – цвет крови самого художника, пишущего сердцем, вся жизнь которого и есть непрерывный, искренний процесс творчества.

Блестящее владение рисунком и различными манерами письма давали ему возможность свободно воплощать творческие замыслы. Одним из воплощенных замыслов является триптих, посвященный памяти Героя Советского Союза В. Орехова. В триптихе Владимир Уфимцев смог в лирическом ключе раскрыть политическое событие, осмыслив его в своей собственной манере. От политической ситуации художник поднимается до философских высот, раскрывая в этой пронзительной работе «вечную» тему жизни и смерти, войны и мира. Красивое, манящее и бесконечное небо создает возвышенное чувство, а образ солдата ассоциируется с ангелом, охраняющим родную землю.

Еще одну грань творчества художника раскрывает картина «Наша жизнь», созданная в 1988 году, в сложный период жизни нашей страны. Здесь Уфимцев обращается к волнующей его социальной теме, необычно раскрывая ее. Художник и на этот раз обращается к женским образам, но они разительно отличаются от тонких и изящных героинь его портретов. Уфимцев демонстрирует совсем иную манеру письма, выбирая ее неслучайно. 

Главные героини этого произведения – три женщины разного возраста, помещенные художником на разные планы. Принципиально выражена позиция художника в степени прописанности образов героинь. По мере приближения характер изображения героев меняется, образы эволюционируют

На дальнем плане видно изображение неработающего завода – олицетворенной метафоры распадающейся жизни и безысходности существования политически и экономически в непростое время. Здесь же расположена тяжеловесная фигура пожилой женщины, в которой женские черты угадываются с трудом. Этот образ написан художником в самых темных тонах, лицо героини и, в особенности глаза, практически не прочитываются. Эта героиня символизирует собой оскудение и смерть внутреннего мира человека, все силы которого направлены только на физическое выживание. И в этом Уфимцев близок к классику русской и мировой литературы, Л.Н. Толстому, считавшего глаза зеркалом человеческой души.

Далее перед зрителем возникает образ молодой женщины, лицо которой уже можно различить: строгое, скорбное, с заостренными чертами. Художник выбирает для этой героини светлую палитру, но это холодные, почти мертвенные цвета, говорящие о том, что героиня находится на грани духовной смерти. Это пограничное состояние подчеркивается и ее позой, напоминающей позу эмбриона. Но художник оставляет своей героине выбор: она помещена в центр композиции, на условную границу между духовной жизнью и смертью, и ее дальнейшее существование зависит от этого выбора.

Самый светлый, композиционно и идейно важный образ картины «Наша жизнь» – это третья героиня произведения: маленькая девочка в желтом платье теплого оттенка, стоящая в открытой позе перед зрителем. Художник выводит эту героиню на первый план, акцентирует на ней внимание дополнительным освещением. Образ этой девочки – самый прописанный на фоне всей работы. В этой героине сосредоточены все самые светлые надежды художника на то, что в будущем она сохранит свой внутренний мир, свою душу, несмотря ни на какие трудности.

Владимир Уфимцев обладал собственной, очень чистой, человечной, доброй и свободной интонацией. Он узнаваем. Произведения художника хранятся в собраниях Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск), Музея изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре), Картинной галереи им. А.М. Федотова (г. Хабаровск). 

Посмертная выставка художника Владимира Николаевича Уфимцева проходила в 1992 г. в Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре и в 1994 году в выставочном зале Союза художников г. Хабаровска. В 2013 – 2014 гг. в Музее изобразительных искусств состоялась выставка, посвященная 65-летию со дня рождения художника.

Мякинькова Е.М.

МУК «Музей изобразительных искусств»

г. Комсомольск-на-Амуре

 

Список литературы:

1.     Художники Хабаровского края: альбом/ авт.-сост.: Т.А. Давыдова, Т.А. Давидова,  В.А. Шишкина, П.Л. Фефилов, Т.В. Лементович. – Хабаровск: М-во культуры Хабаровского края, 2011. – 400 с., ил.

2.     Художники Комсомольска-на-Амуре 1932 – 2012: книга/ авт.-сост.: П.Л. Фефилов. – Комсомольск-на-Амуре: М-во культуры Хабаровского края, 2012 г. – 208 с., ил.

3.     Давыдова Татьяна, Бездельники свободы/ Память// Словесница Искусств региональный культурно-просветительский журнал [сайт]. URL: http://www.slovoart.ru/node/851

 

 

Уфимцев В.Н. "Девушка с Ургала"

Комментарии

Спасибо за глубокую статью, тонкое понимание творчества художника.

Спасибо за глубинную статью о творчестве моего дяди, он особо никогда не хвастался достижениями, а его картины мы практически не видели, только те которые он писал тут в Николаеве. Он приезжал практически каждое лето и жил на даче, где рисовал. Никогда не забуду, как мы приехали на дачу, а на столе стоит пышный букет сирени, всех оттенков и такой красивый, что мы с мамой не удержались от восхищения. Картина той сирени, до сих пор висящая у нас дома вызывает восторг у наших гостей. В общем спасибо, за статью!

Оставить комментарий