Творчество Сергея Бонгарта

10 Jun 2015

  В 1985 году директор Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре Е.Ю. Турчинская во время очередной командировки по вопросам комплектования музейного собрания выбрала эти полотна в архиве Министерства культуры СССЗ в г. Загорске. Приказом МК СССР № 39 от 23.01.85 они были переданы музею. В то время о творчестве С. Бонгарта нам было известно очень мало: только та информация, которая была напечатана на обратной стороне картин – об участии полотен на выставках в США. Однако очевидным было живописное богатство произведений. Художественное чутьё и опыт искусствоведа подсказали Е. Ю. Турчинской, что перед ней картины большого мастера. В 1993 году знакомые С. Бонгарта в Москве прислали в музей статью Вячеслава Завалишина «Памяти Сергея Бонгарта», напечатанную в русскоязычном  «Новом журнале» № 159 в 1985 году. Мы узнали о творческом пути С. Бонгарта. В последние годы информация о художнике в Интернете расширила наши знания о жизни и творчестве С. Бонгарта.

Творчество Сергея Бонгарта.

В собрании Музея изобразительных искусств города Комсомольска-на-Амуре есть четыре живописных полотна известного американского художника Сергея Бонгарта (1918 – 1985):

- «Две старухи». 1967. Оргалит, акрил. 118 х 90 см.

- «Собор Святого Марка в Венеции» («Гармония в синих тонах»). 1965. Оргалит, акрил. 90 х 122 см.

- «Сирень с зелёным стулом». 1974. Холст, масло. 101 х 86 см.

- «На мелодию Моцарта». 1968. Холст, акрил. 86 х 122 см.

Эти картины принадлежат к редкому фонду музея и представляют большую художественную и историко-культурную ценность.

       Он родился 15 апреля 1918 года в Киеве. Родители, заметив способности сына к рисованию, привели мальчика учиться к художнику М. М. Яровому, ученику И. Е. Репина. Сергей Бонгарт всю  жизнь вспоминал с благодарностью своего первого учителя. Он говорил: «Один вечер изменил всю мою жизнь. Этот пожилой человек был так велик, обладал такой невероятной индивидуальностью, он заставил меня полюбить искусство за пятнадцать минут» [8]. Перед Второй мировой войной С. Бонгарт учился в Киевском художественном институте у П. И. Котова(1889 – 1953), Ф. Г. Кричевского (1874 – 1947). Уже в те годы в украинской печати появилась репродукция с картины студента С. Бонгарта «Пушкин в Михайловском». Ф. Г. Кричевский говорил, что третьекурсник Бонгарт в натюрмортах обгоняет не только старшекурсников, но и своих учителей [1, 297]. Ученик С. Бонгарта Дон Сахли пишет в своих воспоминаниях о Бонгарте: «Его работы стали покупать, когда ему было восемнадцать, в двадцать – его картины показывали в музеях» [6].

        В годы Второй мировой войны С. Бонгарт попал в Германию. В 1946 году он снимал студию в Зольне, предместье Мюнхена. Здесь встречались художники – Владимир Одиноков (впоследствии художник-декоратор в Метрополитен), Владимир Шаталов, Константин Черкас, Владимир Носков, сделавший карьеру как иллюстратор в немецкой и австрийской прессе, и другие. В студии читали стихи Иван Елагин, Ольга Анстей, Дмитрий Кленовский, выступали с рассказами прозаики Галина Кузнецова и Евгений Гагарин. [1, 294].

        В 1948 году С. Бонгарт переехал в Соединённые Штаты Америки. Он жил и работал в г. Санта-Моника (предместье Лос-Анджелеса, Калифорния). С. Бонгарт был преуспевающим художником. Стоимость его картин колебалась от 5 до 15 тысяч долларов. Американские звёзды кино, певцы, танцоры и музыканты заказывали С. Бонгарту свои портреты. Обычно он писал их не в парадных нарядах, а в минуты отдыха, на дачах или на берегу моря. Чаще всего у С. Бонгарта покупали натюрморты. Журнал «Американский художник», не слишком щедрый на похвалы, назвал Бонгарта «Президентом американского натюрморта», отметив его успехи и в других жанрах [1, 297].

        Два натюрморта Сергея Бонгарта, принадлежащие Музею изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре, показывают высокое живописное мастерство и особую, необычайно свободную манеру автора.

        На картине «Сирень с зелёным стулом» изображён огромный букет сирени под открытым небом. Рядом несколько предметов на столе – металлический кувшин, керамический сосуд, фарфоровая чашка, нож, фрукты. На втором плане яркий зелёный стул c изогнутой спинкой. Все предметы буквально залиты лучами яркого солнца. Зеркальная гладь металлического кувшина, блики солнца на керамической вазе, изысканность фарфора… Художник даёт нам почувствовать красоту предметного мира. Яркий зелёный стул – метафора роскоши жизни: изящество формы, выразительность цвета. Но главное в картине – букет сирени. Он переливается белыми, лиловыми, фиолетовыми оттенками. Зритель ощущает упругую гладь зелёных листьев, трепетное движение цветов сирени. Натюрморт далёк от лирики. Мощный аккорд фиолетового и зелёного взят в полную силу, звучит мажорно и торжественно. Букет так велик, что едва вмещается в рамки картины. Мазки положены широко и пастозно… Яркий темперамент художника создаёт поистине монументальное полотно. Перед нами праздничное зрелище природы, гимн жизни и радости существования.  Бонгарт говорил: «Для меня цвет, как музыка. Он должен петь» [6].

        Другой натюрморт Сергея Бонгарта из собрания нашего музея называется «На мелодию Моцарта». Живопись говорит о музыке… Как передать магию мелодии совсем другим языком – языком цвета и линий? Бонгарт блистательно воплощает свой замысел. Сюжетный мотив лишь намечен, но он погружает зрителей в атмосферу театра и музыки: пушистые перья театрального головного убора, зеркало, раковина, бокал вина. Кажется, только-только смолкли звуки музыки, и театральная гримёрная ещё полна чувств, волнующих музыкантов и актёров: возбуждение, радость успеха, шум оваций... Ассоциативный натюрморт, где едва угадываются формы предметов, обращается к нашим чувствам и нашей фантазии, так же, как делает это музыка, затронув струны души и взволновав чувства. Композиция картины построена главным образом на соотношениях цвета. Ритм цветовых пятен, контрастов и нюансов, тонких цветовых переходов, аккорды тёмных линий и силуэтов напоминают нам музыкальную драматургию. Благородный колорит красно-коричневых, нежно розовых и оливковых цветов сродни живописи старых мастеров XVIII века, колориту живописи времён Моцарта. Палитра художника – как дорогое вино, перебродившее соками жизни, сохранившее и терпкость, и тонкий аромат. Вспоминаются слова великого русского художника и педагога Павла Чистякова из письма Василию Поленову: «Не забудьте, по сюжету и живопись. Сюжет певучий, роскошный – и живопись такая». Музыка Моцарта передаёт богатство и тонкость душевных движений человека. Она психологически проникновенна, изящна. Изысканный колорит Бонгарта созвучен мелодиям великого композитора. Бонгарт говорил: «Картина существует не для того, чтобы рассказать историю, она должна вызывать настроение» [6].

        С. Бонгарт – мастер колорита. В каждой из четырёх картин Сергея Бонгарта колорит совершенно разный. В «Сирени с зелёным стулом» он построен на мощном контрасте ярко зелёного и фиолетового. В картине «На мелодию Моцарта» цвета сближены, а роскошь колорита рождается от переходов красновато-коричневых, оливковых и розоватых тонов.

        Ещё одна картина С. Бонгарта из коллекции музея – это пейзаж «Собор Святого Марка в Венеции» или «Гармония в синих тонах». И вновь нас волнует музыкальный колорит картины. Этот пейзаж можно назвать ноктюрном в красках. В мерцающей вечерней мгле проступают ажурные контуры Собора Святого Марка. Насыщенные сине-зелёные цвета неба то разряжаются голубой лазурью, то звучат тёмным ультрамарином. Ночные огни – вспышки яркой киновари – как камертон композиции. Силуэт Собора Святого Марка придаёт венецианскому небу некую таинственность и особую художественную атмосферу. Картина Сергея Бонгарта «Гармония в синих тонах» - своего рода символ человеческой культуры и высокого искусства: чарующее обаяние Венеции - города Муз, великолепие архитектуры, музыкальность ритмов, живописный артистизм мастера. Бонгарт часто писал картины под музыку. Пейзажи С. Бонгарта критика сравнивала с прелюдами Сергея Рахманинова [1, 298]. Безусловно, колорит Бонгарта музыкален. Картина «Собор Святого Марка в Венеции» получила огромное признание. Она была показана на выставках в Лос-Анджелесе, Оклахоме, в городах Вентура и Лагуна Бич. Цветная репродукция картины помещена в книгах: Wendon Blake. Complete Guide to Acrylic Painting. New York; Artists-USA-1970-71. Philadelphia, Pennsylvania. 1970.

        Сергей Бонгарт был признан ещё при жизни. Он много раз получал золотые и серебряные медали, денежные награды и почётные отзывы. Среди картин С. Бонгарта, завоевавших призы на престижных конкурсах, есть одна – судьбоносная, с которой началось большое признание художника. В 1969 году «на очень трудном конкурсе с большим количеством соперников и конкурентов С. Бонгарт выиграл право участвовать в организованной музеем Метрополитен выставке, посвящённой двухсотлетию американской акварели. Это была большая честь, своего рода патент на мастерство» [1, 297].  Картина С. Бонгарта «Две старухи» завоевала серебряную медаль почёта и денежную премию. Американское общество акварелистов рекомендовало выбрать С. Бонгарта членом Американской Академии художеств. Позже С. Бонгарт был избран также членом Национальной Академии Дизайна, членом Всеамериканского Общества акварелистов, членом Лондонского Королевского Общества художников. В начале 1980-х гг. в Лос-Анджелесе был поставлен фильм о творчестве С. Бонгарта (реж. С. Донен). В фильме участвовали знаменитый киноактёр Джим Хагни, редакторы искусствоведческих журналов Юго-Запада Америки, кураторы ряда музеев и галерей США [1, 295]. В г. Сиэттле во Фрай музее (Frye Art Museum), штат Вашингтон, большой зал почти целиком отведён картинам С. Бонгарта. Этот музей приобрёл 19 произведений С. Бонгарта [3].

        Картина С. Бонгарта «Две старухи» участвовала во многих выставках в США, в том числе в международной выставке в Нью-Йоркском Колизее (Нью-Йорк, 1970).

        В Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре  живописное полотно «Две старухи» входило в постоянную экспозицию музея (1994 – 2004), и тысячи зрителей оценили глубокий драматизм и высочайшее художественное мастерство картины.

        На мертвенно-стеклянном, холодно-голубом фоне изображены две старые женщины в одинаковых чёрных одеждах. Фигуры женщин – одна сидящая, другая стоящая рядом – приближены к первому плану. Фигуры срезаны нижним краем картины, что создаёт эффект кадра, выхваченного из жизни. Лица женщин не выписаны. Мы видим сгорбленные фигуры, устало опущенные руки, седые пряди волос. Холодный голубой колорит картины усиливает впечатление одиночества и тоски. Мы не знаем историю жизни этих женщин, но печальная, бесприютная старость вызывает боль за жизнь человека.

 

                Как я могу усталость превозмочь,

                Когда лишён я благости покоя?

                Тревоги дня не облегчает ночь,

                И ночь, как день, томит меня тоскою.

 

                И день и ночь – враги между собой –

                Как будто подают друг другу руки.

                Тружусь я днём, отвергнутый судьбой,

                А по ночам не сплю, грустя в разлуке.

                                     …

                И всё трудней мой следующий день,

                И всё темней грядущей ночи тень.

                                                          (В. Шекспир, сонет 28.)

 

        Картины Сергея Бонгарта написаны в широкой свободной манере. Мастерский виртуозный мазок, безошибочное чувство цвета и тона, эмоциональное звучание колорита выдают большого художника. Для его живописной манеры характерно стремление к масштабности и монументальности.

        Сергей Бонгарт выступает наследником традиций реализма, импрессионизма, постимпрессионизма. В то же время он ярко представляет своё время – вторую половину ХХ века. Красота окружающего мира, а также драматизм жизненных коллизий нашли отражение в творчестве художника.

        Вячеслав Завалишин пишет о малоизвестной стороне творчества Сергея Бонгарта, которую он называет «неосимволизмом» [1, 289]. Обычно С. Бонгарт был весьма общительным человеком, «умевшим себя подать». «Но эту неосимволистскую сторону своего творчества он держал как-то в тайне, подпуская к ней только избранных» [1, 299]. Когда он работал над такими картинами, на стене его дома появлялась надпись: «Приёма нет». В. Завалишин перечисляет названия подобных картин, этюдов и эскизов С. Бонгарта: «Колхозницы», «Русская весна», «У последней черты», «Монахиня у стены», «Венеция перед грозой», «Гондольер во время бури», «Вазон с цветами при свете пожара», «Тщета». В этих картинах романтика перерастает в напряжённую драматическую символику [1, 300]. Об этой стороне творчества художника можно судить только увидев его работы. Хотя глубокая напряжённость образов картины «Две старухи» проливает свет на драматическую сторону таланта С. Бонгарта.

      С. Бонгарт был не только выдающимся живописцем, но также блистательным педагогом и русским поэтом. Многие и многие ученики С. Бонгарта вспоминают о нём как о большом учителе живописи. С. Бонгарт имел свою школу в г. Санта- Моника и летний лагерь для студентов в штате Айдахо. Летний лагерь С. Бонгарт называл «Киевщиной», поскольку это место напоминало ему украинскую природу.  О Киеве

 С. Бонгарт говорил, что это «красивейший город в мире» [3]. Ностальгия, характерная для русских эмигрантов, была свойственна и Сергею Бонгарту. О живописном кредо С. Бонгарта пишет Норм Насон: «Настоящее искусство заключает в себе страсть и способность понимать. Оно даёт нам новый взгляд на мир… Искусство  - великая обновляющая сила жизни» [5].  Художественная сторона – это то необходимое мастерство, которого должен достичь автор. Но главное для художника, по словам

 С. Бонгарта, «умение видеть». Он расширял кругозор своих учеников. Наиболее способные из них становились его ассистентами. Талантливым студентам он выплачивал стипендию. Как педагог Сергей Бонгарт продолжал лучшие традиции русской школы живописи.

        Стихи Сергей Бонгарт писал только по-русски [1, 294]. Впервые его стихи были напечатаны в 1947 году в послевоенной Германии. Тогда в Мюнхене вышел поэтический сборник «Стихи», оформленный Бонгартом. В сборнике помимо стихов Бонгарта опубликованы стихи восьми русских поэтов-эмигрантов. Стихи Бонгарта этого периода можно отнести к жанру любовной лирики. В Америке долгое время Бонгарт не писал стихов. «Двум Богам не молятся», - говорил он другу Владимиру Шаталову. Возможно, поэтому поэтического сборника издать не успел, хотя в конце жизни мечтал об этом. Писать стихи С. Бонгарт стал вновь в 1970-е годы [3].

 

                Совсем как тогда – бузина и скамейка,

                И тополь худой, как кащей,

                И вот ностальгия ужалит, как змейка,

                От этих обычных вещей.

 

                Ужалит и вдруг уже некуда деться

                От синих стрекоз у реки,

                От дома, от сада, от счастья, от детства,

                От материнской руки.

     В стихах запечатлён живой, активный темперамент художника, его беспокойная и отзывчивая душа.

      Картины Сергея Бонгарта в Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре впервые были показаны на выставке новых поступлений в 1986 году. В 1989 году они демонстрировались на выставке произведений из редкого фонда музея, в 1994 году – на выставке «Шедевры из собрания музея». С 1994 по 2004 год они входили в постоянную экспозицию музея. В 1997 году  был издан каталог картин С. Бонгарта из фондов музея. В 2009 году наш музей впервые участвовал в акции «Ночь в музее», посвящённой Международному дню музеев. В рамках акции состоялась художественно-музыкальная композиция «Сергей Бонгарт: знакомый и незнакомый». Рассказ о картинах, о жизни и творчестве художника  сопровождался музыкальными произведениями в исполнении городского камерного ансамбля под руководством Е. Фатьяновой. Прозвучала музыка С. Рахманинова, А. Аренского, И. Баха, А. Моцарта,  Ф. Крейслера, Х. Вольфа, К. Мейера.

      Живописный талант Сергея Бонгарта принадлежит истории как русского, так и американского искусства. Показать большую выставку произведений С. Бонгарта в России – это задача следующего этапа музейной работы. Думается, что Сергей Бонгарт, который подарил свои картины Украине и России, был бы рад такой выставке.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. 3авалишин В. Памяти Сергея Бонгарта // Новый журнал. - 1985. - №159 - С.294-301.

2. Картины Сергея Бонгарта в Музее изобразительных искусств г.Комсомольска-на-Амуре: Каталог. Автор-составитель Шибико И.И. - Комсомольск-на-Амуре, 1997.

3. Синкевич В. Сергей Бонгарт и его поэзия // Новый журнал. - 2005. - №241.

4. Balcomb Mary. Sergei Bongart. - Seattle: Cody Publishing, 2002.

5. Bongart Sergei. Notes on Painting. Compiled and edited by Norm Nason. [ Электронный ресурс ].

6. Don Sahli. An Apprenticeship with Sergei Bongart. www.sahlistudio.com [ Электронный ресурс ].

7. LeGrande Bongart Patricia. Sergei Bongart touched by the gods.2006.

8. Linesandcolors.com [Электронный ресурс].

9. Meyer Claudia. Sergei Bongart Profiles In American Art.. 1982.

10. The Dictionary of International Biographies. Who's Who in the World. Who's Who in America. Who's Who in American Art. Great Britain.

I.I. Shibiko

            The article is devoted to the creative work of an outstanding American artist Sergei Bongart (1918 - 1985), whose four paintings are housed in the collection of the Fine Arts Museum of Komsomolsk-on-Amur (Russia, Khabarovsk territory). The paintings were presented to Russia by Sergey Bongart himself. They were kept in the Archives of the USSR Ministry of Culture. Bongart's works were picked out for the Komsomolsk Fine Arts Museum by its Director Elena Turcyinskaya. The Ministry of Culture gave them to Komsomolsk in 1985. One of the paintings - "Old Women" - was awarded a Silver Medal of Honour by the American Society of Water-ColourArtists in 1969.

Before the Second World War Sergey Bongart studied at the Kiev College of Arts. During the War he found himself in Germany. Since 1948 he lived and worked in the USA in Santa Monica (California). Sergey Bongart is a great master of colouring, a talented teacher and a poet.   

      

С. Бонгард «Сирень с зелёным стулом». 1974. Холст, масло. 101 х 86 см.
С. Бонгард «Две старухи». 1967. Оргалит, акрил. 118 х 90 см.

Оставить комментарий