Картины Сергея Бонгарта в художественном музее Фрай (г. Сиэтл США)

8 Jun 2015

Музеи Дальнего Востока являются центрами сохранения отечественного и мирового историко-культурного наследия. Наиболее ценные экспонаты музеев представляют величайшую ценность международного уровня.

Так, в Музее изобразительных искусств г.Комсомольска-на-Амуре представлены четыре живописных полотна выдающегося мастера XX века Сергея Бонгарта (1918-1985):

- «Две старухи». 1967. Холст, масло. 118х90 см 

- «Собор Св. Марка в Венеции. (Гармония в синих тонах)». 1965.Оргалит, акрил.90х112.   

- «Сирень с зелёным стулом».1974. Холст, масло. 101х86.                                                        

- «На мелодию Моцарта».1968.Холст, акрил.88х122.      

Картины были переданы музею приказом Министерства культуры СССР №39 от 23.01.1985. Директор музея Е.Ю. Турчинская выбрала эти произведения в архиве Министерства  культуры СССР в г.Загорске во время командировки по вопросам комплектования музейного собрания. В то время о творчестве С.Бонгарта нам было известно очень мало: только та информация, которая была напечатана на обратной стороне картин – об участии полотен на выставках в США. Однако очевидным было живописное богатство произведений. Художественное чутьё и опыт искусствоведа подсказали Е.Ю. Турчинской, что перед ней картины большого мастера. Дальнейшая исследовательская деятельность подтвердила художественную интуицию  Е.Ю. Турчинской.

Сергей Романович Бонгарт родился в Киеве в 1918 году. В начале 1940-х годов он учился в Киевском художественном институте. Его преподавателями были П.И. Котов(1889-1953), Ф.Г. Кричевский (1874-1947). Уже в те годы в украинской печати появилась репродукция с картины студента С. Богарта «Пушкин в Михайловском». Ф.Г. Кричевский говорил, что третьекурсник Бонгарт в натюрмортах обгоняет не только старшекурсников, но и своих учителей[1, С.297]. В годы войны С. Бонгарт попал в Германию, а с 1948 года жил и работал в Соединённых Штатах Америки, в городе Санта- Моника (Калифорния).

Журнал «Американский художник» назвал С.Бонгарта «Президентом американского натюрморта»[ 1, С.297]. С. Бонгарт писал также портреты, пейзажи, другие картины. Для его живописной манеры характерно чрезвычайно острое восприятие цвета,  богатство и разнообразие колорита, широкий свободный мазок, стремление к масштабности и монументальности, мастерство рисунка. Кроме того, Сергей Бонгарт стал замечательным преподавателем, его школа в Санта-Монике и летние занятия в штате Айдахо неизменно пользовались популярностью и авторитетом. Многочисленные ученики С. Бонгарта сохранили самые горячие воспоминания о днях учёбы под руководством своего талантливого учителя. Один из его учеников, Дон Сахли, пишет: «Он не просто учил меня рисовать. Он открыл передо мной мир, которого я не знал прежде. Я был наивным пареньком из маленького городка в Техасе. Бонгарт познакомил меня с  культурой других народов, другими языками,  обычаями  и религиями, он делился своими огромными  знаниями по мировой истории» [ 6]. Бонгарт-педагог считал, что художественная сторона – это необходимое мастерство, которого должен достичь автор. Но главное для художника, по словам Бонгарта, «умение видеть». Он расширял кругозор своих учеников. Наиболее способные из них становились его ассистентами. Талантливым студентам он выплачивал стипендию. Как педагог Сергей Бонгарт продолжал лучшие традиции русской школы живописи.

С.Бонгарт, как и многие иммигранты из России, испытывал ностальгию. В стихах, которые он писал только по-русски, Бонгарт признаётся:

                              Совсем как тогда – бузина и скамейка,

                              И тополь худой, как кащей,

                              И вот ностальгия ужалит, как змейка,

                              От этих обычных вещей.

 

                               Ужалит, и вдруг уже некуда деться

                               От синих стрекоз у реки,

                               От дома, от сада, от счастья, от детства,

                               От материнской руки [ 3].

    Киев С. Бонгарт называл «красивейшим городом в мире» [ 3]. Неслучайно автор подарил свои картины Украине и России. Три картины С.Бонгарта хранятся в Государственном музее украинского изобразительного искусства, четыре картины – в Киевском музее русского искусства. Картина С. Бонгарта «Две старухи», принадлежащая Музею изобразительных искусств г.Комсомольска-на-Амуре, была удостоена серебряной медали на престижной выставке, посвящённой 200-летию Американского общества акварелистов. С. Бонгарт был выбран членом Американской Академии художеств, Национальной Академии Дизайна, членом Лондонского Королевского Общества художников. Он проводил свои выставки в США, Канаде и Европе. В начале 1980-х годов в Лос-Анджелесе был поставлен фильм о творчестве С. Бонгарта (реж. С.Донен)

 [ 1, C.295].

   В городе Сиэтле (штат Вашингтон) в Художественном музее Фрай  (Frye Art Museum) хранятся 20 произведений С. Бонгарта, приобретённых музеем с 1961 по 1991 годы. Художественный музей Фрай был открыт для публики в 1952 году. Основой музея стала коллекция живописи Чарльза (1858-1940) и Эммы (1860-1934) Фрай, завещанная ими г.Сиэтлу.

Коллекция супругов Фрай составляла 232 произведения живописи конца XIX-

 началаXX вв. Позже собрание музея пополнилось новыми экспонатами. В музее представлены мастера Германии, Америки, России, Дании и других стран.

Среди двадцати работ С. Бонгарта, принадлежащих Художественному музею Фрай,

16 – произведения живописи, 3 – рисунка и 1 акварель. Живописные произведения написаны маслом и акрилом. Представлены натюрморты ( 6 работ), пейзажи (5 работ), живописные портреты (3 работы), наброски к портрету (3 рисунка), композиции (3 работы).

    Натюрморт в творчестве С.Бонгарта занимает большое место. Этот жанр даёт возможность мастеру раскрывать бесконечное колористическое  разнообразие окружающего мира, восхищаться неисчерпаемым богатством цвета и форм, передавать свою любовь к жизни и искусству. В музее Фрай представлены натюрморты С.Бонгарта -  «Розовые розы», «Арбуз и пирожные », «Сирень», «Рыбы и медный чайник»,  «Утренний свет».  Большие по формату и чрезвычайно артистичные, эти натюрморты характерны для творчества С. Бонгарта. Зрителя завораживает свежесть цветовых сочетаний,  раскованность авторской манеры, умение беглыми, точными мазками передать игру света, характерность форм, красоту предметного мира. Влюблённость в жизнь и в живопись насквозь пронизывает эти полотна. В натюрмортах С.Бонгарта мы видим  сплав лучших традиций реализма и  импрессионизма, а также колористический дар автора, его свободную манеру широким и безошибочным мазком буквально «живописать» цветы и фрукты, вещи и интерьер.

   Пейзажи Сергей Бонгарт пишет в такой же темпераментной живописной манере, как и натюрморты. Будь то «Авеню Терри в Сиэтле» или «Русская весна», или иной пейзажный мотив, везде цвет С. Бонгарта музыкален. Не зря художник говорил : «Для меня цвет,  как музыка, он должен петь» [ 6]. Порой композиция пейзажа строится более экспрессивно, например, увеличиваются и наклоняются силуэты домов, а крошечная фигурка бегущей девочки выглядит особенно хрупкой и беззащитной на таком фоне («Ветер с реки»).

                           Ветер дует и дует, - напорист и рьян,

                           Пальмы гнёт и пылит у курортного скверика.

                           Как рубанком стругает с утра океан,

                           Вьются белые стружки у жёлтого берега…

                                                      С. Бонгарт «У океана» [3].

   В коллекции музея Фрай есть три живописных портрета кисти С. Бонгарта и три рисунка к одному из этих портретов. Живописные портреты – «Уолсер Грейтхаус», «Женщина из Севильи», « Старик из Индии».  «Уолсер Грейтхаус» - это портрет элегантного мужчины средних лет, сидящего в красном бархатном кресле на фоне выставки картин. Портрет можно назвать парадным. Колорит картины торжественный – красный, золотой, чёрный и зелёный. Открытое лицо мужчины с доброжелательной улыбкой придаёт портрету особую теплоту и лиричность. Интересно, что три карандашных наброска к этому портрету приоткрывают нам творческую лабораторию

 С. Бонгарта. В каждом из набросков портретируемый показан в разном настроении – то, напряжённым и скованным, то сдержанным и строгим, то широко улыбающимся. Именно последний вариант вошёл в живописный портрет. Думается, художник нашёл душевный контакт с портретируемым.  Вдумчивая работа автора над набросками показывает, как серьёзно С. Бонгарт относился  к работе над портретами, как интересна была ему личность человека. Рисунки мастерски сделаны, любой из них – самостоятельный карандашный портрет.

   Два других портрета тоже ярко живописны и незабываемы. «Женщина из Севильи» - образ немолодой испанской женщины в  чёрной ажурной полупрозрачной накидке со свечой в руке. Производят впечатление  статность и сдержанная сила женщины. Колорит картины  сине-зелёный с богатыми градациями этих оттенков. Выразительные чёрные линии силуэтов дополняют строгость и некую торжественность портрета. В совершенно ином живописном ключе решён образ пожилого индийца. Его смуглое лицо выделяется благородством черт, самоуглублённостью и особой мудростью. Ярко оранжевый национальный халат написан художником увлечённо и страстно. Светло-зелёный штрих в центре заставляет золотисто-оранжевый цвет сиять и переливаться. Портрет  значителен и эпичен, художника восхищает могучая сила старца.

   В. Завалишин в статье «Памяти С. Бонгарта» пишет о малоизвестной стороне творчества художника, которую он называет «неосимволизмом». Обычно Бонгарт не показывал такие картины на выставках и, когда их писал, то никого не принимал у себя в мастерской

[ 1, C.300]. В этих картинах романтика перерастает в напряжённую драматическую символику. Две картины из собрания Художественного музея Фрай проливают некоторый свет на эту сторону творчества художника. Одна из них называется «Большой пол», другая -  «Старая женщина». На картине «Большой пол» изображёна пустая комната и сидящая в углу женщина со склонённой головой. Доски пола даны в преувеличенно длинном ракурсе, отчего комната выглядит особенно пустынной, а фигура женщины подчёркнуто одинокой. На первом плане стол с бутылкой. Картина почти монохромна.

Возникает чувство безысходности. Картина «Старая женщина»  изображает пожилую женщину, сидящую на скамейке в пространстве пустого зала. Сгорбленная фигурка так мала, а черная стена фона огромна. Контраст условного фона и тщательно выписанной фигуры женщины тоже создаёт ощущение зыбкости и непрочности. Чувство одиночества и потерянности звучит и в стихотворении С. Бонгарта «Берёза»:

                                       У шоссе – за первым километром,

                                        Где дорога круто рвётся вниз,

                                        Извиваясь под осенним ветром,

                                        Исполняет дерево стриптиз…

 

                                        Я стою, как будто бы на тризне

                                        У шоссе, где смрад и визг колёс…

                                        Горько мне, что не сложились жизни

                                        Так как надо – даже у берёз! [ 3].                                                                                                                                                                                                                                                                    

   Список картин и их фотографии из собрания Художественного музея Фрай в г.Сиэтле любезно предоставлены директором музея Джо-Анн Бирни Данзкер (Jo-Anne Birnie Danzker) и хранителем музея Кори Гуч (Cory Gooch). Мы выражаем благодарность нашим американским коллегам за понимание и помощь в исследовательской работе. Знание коллекции картин С. Бонгарта в Художественном музее Фрай обогатило наши представления о творчестве выдающегося художника XX века. Картины С.Бонгарта, которые хранятся в Музее изобразительных искусств г.Комсомольска-на-Амуре, были подарены России самим автором. Каждая из них значительна и характерна для творчества С.Бонгарта. Картина «Две старухи» поднимается до трагического звучания и занимает одно из самых важных мест в творческой биографии автора. Живописный талант С.Бонгарта принадлежит истории как американского, так и русского искусства. Выставка произведений С.Бонгарта совместно с Художественным музеем Фрай г.Сиэтла может стать большим событием в культурной жизни региона.

 

 

                                           Список литературы.

 

1.Завалишин В. Памяти Сергея Бонгарта / В. Завалишин // Новый журнал. – 1985. - №159. – С.294-301.

2. Картины Сергея Бонгарта в Музее изобразительных искусств г.Комсомольска-на-Амуре: Каталог. Автор-составитель Шибико И.И. – Комсомольск-на-Амуре, 1997.

3.Синкевич В. Сергей Бонгарт и его поэзия / В. Синкевич // Новый журнал. – 2005. - №241.

4. Balcomb Mary. Sergei Bongart / Mary Balcomb. – Seattle: Cody Publishing, 2002.

5. Bongart Sergei. Notes on Painting. Compiled and edited by Norm Nason. Linesandcolors.com

6. Don Sahli. An Apprenticeship with Sergei Bongart. www.sahlystudio.com

7. LeGrande Bongart Patricia. Sergei Bongart… touched by the gods / Patricia LeGrande Bongart. – 2006.

8.  Meyer Claudia. Sergei Bongart. Profiles In American Art / Claudia Meyer. – 1982.

9. The Dictionary of International Biographies. Who’s Who in the World, Who’s Who in America, Who’s Who in American Art. Great Britain.

Сведения об авторе:

 

Шибико Ирина Ивановна

Муниципальное учреждение культуры «Музей изобразительных искусств» г.Комсомольска-на-Амуре

Зам. директора музея по научной работе

Тел. 8 (4217) 59-08-22      8 914  211 71 79

FAX:  8 (4217) 54-12-62

E-mail: irinamilo_art@yahoo.com

             museum.kna@mail.ru                       

С. Бонгарт  "Две старухи" 1967. Холст, масло. 118х90 см

Оставить комментарий