Русское искусство до 1917 г

Коллекция русского искусства начала формироваться в 80-е гг. прошлого столетия в большинстве своем из разрозненных, случайно приобретенных предметов. Начало её созданию положили поступления из МК СССР, затем закупки единичных произведений у частных лиц. Собрание включает в себя живопись, графику, произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуру. Основу коллекции составляют графические произведения русских художников, большая часть которых приобретена музеем в 1985-1987 гг. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) у коллекционера Бориса Николаевича Васильева. Работы выполнены в технике резцовой гравюры и литографии известными мастерами, такими как И.В.Чесский, Е.А.Скотников, К.Ф.Гун, С.Ф.Галактионов, А.Г.Ухтомский. Основная тема графических листов – природа и быт аборигенов материковой части Дальнего Востока и острова Сахалин. Кроме гравюры раздел графики включает в себя карандашный рисунок, эскизы костюмов к театральным постановкам, выполненные известными художниками К.А.Коровиным, Л.С.Бакстом, А.Я.Головиным.
Собрание станковой живописи немногочисленно. Картины выполнены маслом на холсте, в реалистичной манере, свойственной провинциальной школе живописи XIX – начала XX вв.; уровень их выполнения достаточно высок.
Раздел иконописи в собрании музея отражает духовную и живописную культуру конца XIX – начала XX вв. Иконы приобретались, как правило, у наследников первоначальных владельцев, переселившихся на Дальний Восток из разных регионов России. Стиль исполнения большинства из них – народный, развившийся как вариант среднерусского, не детализированный, но выразительный. Стилевые признаки, характеризующие ту или иную иконописную школу, во многом нивелированы, поэтому определить точное место написания, чаще всего, не представляется возможным. Все иконы, кроме “Богоматери Знамения”, выполненной в технике шелкография, написаны темперой или маслом с использованием классической обработки живописной поверхности. В коллекции представлены иконографические типы Богоматери (Одигитрия, Умиление, Знамение), Иисуса Христа, церковных праздников, образы претерпевших муки святых.
Раздел иконописи дополняет литая пластика, представленная в собрании музея складнями, как полными, так и отдельными их фрагментами: створками, распятиями.