Короленко Евгений Васильевич (06.11.1929-06.10.2000)

  • Заслуженный художник России (1982)
  • Член Союза художников СССР (1958)

Евгений Васильевич Короленко – самобытный художник, начавший свой творческий путь в Комсомольске. Его неординарность и глубина отражалась во всем: от внешнего облика до миропонимания. Родившись на Волге, в семье, где в роду были иконописцы, он прожил большую часть жизни на Дальнем Востоке.

«Мой характер и мое отношение к миру формировались в деревенской среде. Я вырос рядом с церковью в семье храмовых живописцев. Кстати, и по матери, и по отцу в моем роду все были храмовыми живописцами или священниками. И сам я начал рисовать с трех лет. Стали художниками мои братья, племянница, сын…»

рассказывал Евгений Васильевич.
Почтовая карточка 1911 г. Всемирный торговый союз России

город Кинешма, родина Е.В.Короленко. Переснято с почтовой карточки 1911 года. Передано из личного архива П.Л.Фефилова

Почтовая карточка 1911 г. Всемирный торговый союз России оборот

оборотная сторона почтовой карточки с подписью П.Л.Фефилова

1 из 2

Брат художника Владислав был акварелистом, сын – художником-станковистом, работал в иконописи, племянница – народным мастером по росписи русской игрушки. Можно сказать, что тяготение к искусству было врождённым и не прерывалось от предков.

Прирождённый художник, Е.В. Короленко не получил профессионального образования. Постижение тайн мастерства и стало его постоянной и важнейшей заботой на всю жизнь.

3

Е.В. Короленко

5

Е.В. Короленко

1

Е.В. Короленко

Портрет Е.В. Короленко

Портрет Е.В. Короленко, неизвестный автор, 1955

1 из 4

Творческое пространство и пятьдесят лет художественной и исследовательской деятельности определяются четырьмя большими вехами: нанайским, символическим, родовым и незаконченным славянским циклами. Диапазон его творческих возможностей огромен. Он один из интереснейших художников Хабаровского края: по силе характера, творческой энергии, влиянии на окружающих творческая личность Евгения Васильевича Короленко стоит в центре культурной жизни Комсомольска-на-Амуре 1950-90-х годов.

1950-е. Амельченко А.А., Иванов Н.В., Короленко Е.В., Куриленко Я.С. Из личного архива художника. Передано П.Л. Фефиловым.

1950-е. Амельченко А.А., Иванов Н.В., Короленко Е.В., Куриленко Я.С. Из личного архива художника. Передано П.Л. Фефиловым.

1950-е. Амельченко А.А., Иванов Н.В., Короленко Е.В., Куриленко Я.С. Из личного архива художника. Передано П.Л. Фефиловым. Оборот

Оборот фото

1 из 2

Молодым человеком Евгений Короленко приехал на Дальний Восток (вторая половина 1940-х гг.). В начале 50-х годов жил п. Заветы Ильича (Советско-Гаванский район) и работал художником в клубе офицеров флота. В 1953 году оказался в Комсомольске-на-Амуре и сразу заявил о себе как о неординарном человеке и художнике. В то время в Комсомольске работал творческий коллектив профессиональных художников, членов СХ РСФСР, мастеров, известных на ДВ и оставивших заметный след в судьбе и творчестве Евгения Короленко: Георгий Александрович Цивилев, Николай Павлович Долбилкин, Григорий Степанович Зорин. Его радушно приняли в коллектив художественных мастерских, где он некоторое время выполнял художественные заказы. Но эта работа его не увлекала. Его влекло свободное творчество. Именно с этого времени начинается он как мастер живописи.

в старом музее

Е.В.Короленко в помещении музея советского изобразительного искусства (проспект Мира, 24)

в старом музее оборот

оборот фото, «в старом музее»

1 из 2

Специального художественного образования у Е.В. Короленко не было, он не обучался живописи в учебном заведении, с самого начала творческого пути он занимался самообразованием, постижением секретов мастерства, впитывал в себя лучшие достижения искусства, постоянно писал натуру, к произведениям собирал натурный материал. Он изучал искусство, философию, традиции лучших живописных школ. Искал самовыражение в творчестве. Поиск привёл его к теме малочисленных народов Дальнего Востока. Его увлек необычайный колорит их жизни. Молодой, пытливый художник стремился постичь жизнь народа, еще не потерявшую черт первобытно-общинного строя, чья жизнь определялась близостью к природе. Евгений Васильевич знакомился с их языком и обычаями, восхищался изумительным искусством резьбы, орнамента, вышивки, прочностью и легкостью лодок-оморочек, высоким мастерством рыбаков и охотников.

«Много лет назад я увлекся рисованием картин о жизни народов Приамурья. И однажды с удивлением узнал, что у тех же нанайцев сохранились родовые знаки, история которых уходит корнями в далекое прошлое»

по воспоминаниям Е.В.Короленко.

В архиве музея сохранилась бесценная рукопись художника. В течение всей жизни Короленко Е.В. вел большую письменную работу: осмысливал, рассуждал, фиксировал, вспоминал.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Зимой художник выезжает на этюды в п. Усть-Орочи (Совгаванский район): он пишет этюды, портреты людей, жанровые сцены, которые наблюдал в жизни. При профессиональных консультациях Цивилева и Зорина на основе этюдов он написал картину «Орочские дети» (1954 г., впоследствии показана на выставках в Хабаровске, Иркутске, на республиканской выставке в Москве). Это было началом глубокого увлечения темой жизни коренных народов Приамурья, сопровождавшего мастера и в более зрелые годы.

Короленко был одним из первых в стране художников, широко и проникновенно показавших жизнь и быт народов Приамурья. Наблюдая за повседневной жизнью аборигенов и делая многочисленные этюды и наброски, Евгений Васильевич создавал картину мира коренных жителей Приамурья. Художник получил признание: в 1956 году его принимают в кандидаты Союза художников СССР.

Е.В. Короленко за работой над картиной «Мастерицы»

Зимой 1955-1956 годов он жил и работал в нанайском поселке Кондон (сегодня входит в состав Солнечного района), собирая натурный материал. Сама жизнь подсказывала ему десятки сюжетов и тем для будущих картин, которые были потом воплощены в картинах, рисунках и этюдах. В течение десяти лет Е.В.Короленко ежегодно на несколько месяцев приезжал в Кондон. Художник учился искусству лаконизма, гармонии линий и многому другому у мастеров и мастериц древнего нанайского села.

Короленко спешил запечатлеть старые дома и надгробия, амбары, берестяные лодки, вид жилищ. Здесь же он создал огромное количество портретов местных жителей, ставших основой для его живописных произведений. Их он полюбил за честность, доброту, простодушие и стал среди них своим человеком, расположив к себе даже стариков.

Там же, в Кондоне, состоялась первая выставка (персональная) Е.В. Короленко, а первыми зрителями стали нанайцы – главные герои его произведений. С этой высокой мерой ответственности перед ними художник справился: выставка была встречена дружеским их вниманием и пониманием.

«Гости из Кондона». Е.В. Короленко с гостями персональной выставки

«Орочская бабушка Прасковья» (1954), «Мастерицы» (1959), Этюд «Отдых» к картине «Покой» (1958-1975, Галерея им. Федотова), этюд «Охотник» (1954), эскиз «Портрет молодой нанайки» – эти работы создали художнику репутацию не только блестящего рисовальщика, тонкого колориста, но и исследователя-краеведа. 

Но здесь важно отметить, что, увлекшись необычным колоритом дальневосточных народов, художник выступает, прежде всего, как творец и мыслитель.  Внутренняя связь принизывает все его творчество. Он пропустил сквозь себя их мир, но вложил в картины этого цикла не только свое субъективное отношение. Как художник он не мог не восхищаться национальным искусством, например, орнамента. Но он не хотел его копировать. В бесконечном многообразии прекрасных форм художник все-таки видел, в первую очередь, частицу духовного облика нанайского народа, его эстетические идеалы. Этнография – это хорошо, но главное все-таки жизнь людей во всех ее проявлениях, духовная сущность и естественный порядок жизни народа. И художник часто писал конкретных людей в конкретных обстоятельствах: из рода Самаров, из рода Тумали, Дигоров, Дзяпи.

Евгению Короленко
Утренний Кондон.
                       
Я не сверял с твоим свой шаг,
Свою судьбу с твоей судьбою, 
Но где-то рядом ты дышал,
Касаясь лунной бородою.

И в сны вплывал - жила душа -
Орнамент трав, что за избою,
И мир очнувшейся тайгою
Легко и радостно дышал.

Срывались капли: - Динь и дон, -
Заря над речкою вставала,
И мать ребёнка пеленала - 
Был чуток утренний Кондон,

Как колыбель берестяная,
Где Вечности Душа живая...

Константин Выборов.

«Мастерицы» (1959) — средняя часть триптиха «Светлый день», выполнена темперой (в технике темперы художник будет работать и в конце 60-х годов). От передачи световоздушной среды (в экспозиции, например, пейзажи дальневосточной природы) художник перешел к эпическим образам, выраженным лаконично, как нечто типическое, общечеловеческое и гармоничное. В работе запечатлены пожилые женщины в окружении детей за вышиванием: они передают свое мастерство, в котором заключена душа народа, новому поколению.

Вечно прекрасный образ молодой матери (этюд «Отдых»): этюд наполнен элегическим покоем, все полно гармонии и умиротворенности. Всеволод Сысоев – известный дальневосточный писатель – определил картину «Покой» как вершину всего «нанайского цикла». Это сам символ материнства.

Пейзажи Короленко – неотъемлемая среда, в которой живут его герои. И в этих пейзажах художник передает человеческие чувства: радость, печаль, раздумья… («Серебряная протока», «Постылая пора»). Щемящая тоска передана в картине «Постылая пора»: надвигаются сумерки, распахнуты двери старого лабаза, а на мокром причале грустно глядят на тёмную воду озябшие собаки.

фото 4 фото 4 оборот

Экспериментируя, Короленко искал новые изобразительные средства и помимо живописных и графических работ создал картины на бересте, используя традиционные приемы нанайских мастериц.

Береста – материал, с древнейших времен применяемый в национальном искусстве. Казалось бы, все просто: подбирался кусок бересты, на внутренней его стороне делались вдавленные линии орнамента, которые оставалось только раскрасить. Художник решил попробовать использовать этот традиционный нанайский способ в нанесении орнамента.  Он работал с берестой, не скрывая естественной фактуры и рисунка, лишь подчеркивая красоту и натуральность материала естественными красителями (диптих «Семья охотника» в постоянной экспозиции музея).

По мотивам древней нанайской легенды выполнил триптих из смальты – плавленого стекла – «В царстве серебряных соболей».

Короленко создал целую галерею женских образов. Удивительный, созданный несколькими линиями и тонкой штриховкой чистый профиль молодой нанайской девушки. С помощью угля художник передает созерцательный образ погруженной в собственные мысли красавицы, нежность молодого лица, бархатистость кожи. Излюбленным образом становится женщина-мать, давшая миру жизнь, центр душевного тепла, покоя и счастья в доме («Отдых», «Родовая колыбель»).

«Свадебное путешествие» (1957-58, холст, масло).  В 1957 году художник работал на академической даче им. Репина, где он завершил картины «Свадебное путешествие» и «Упражнение в меткости». Картины получили признание и одобрение известных художников: Владимира Гаврилова (руководитель потока академдачи), Сергея и Алексея Ткачевых, Юрия Кугача, которые рекомендовали их на Всероссийскую выставку в Москве. Затем работы были показаны на Всесоюзной выставке в 1957 году, где получили высокую оценку президента академии художеств Константина Юона. Репродукции картин были напечатаны в центральных журналах, награждены высшими дипломами, включены в Международную выставку лучших художников СССР для показа в Китае. Выставка состоялась в Пекине в 1958 году. Картина несет романтический настрой, мягкий юмор, динамику и сегодня, спустя более полувека, воспринимается живо.

Небольшие портреты орочских детей – образец портретного искусства мастера раннего периода. Работы созданы в лучших реалистических традициях.

Его плодотворная художественная работа была отмечена: в 1958 году, представив живописные полотна «Орочские дети», «Упражнение в меткости» и «Свадебное путешествие» (нанайский цикл), Евгений Васильевич стал членом Союза художников СССР, получив заслуженное признание искусствоведов, художников и зрителей.

«За уроками»: по словам художника,

«это полотно высечено солнцем. Непоседливый лучик скользит по тугим косам нанайской девочки, склонившейся над тетрадкой, перепрыгивает на темную шевелюру мальчишки и сливается с ярким оранжевым диском небесного светила из детского рисунка на стене».

Эта жанровая работа отражает новый этап в жизни нанайского народа: дети, одетые в школьную форму, старательно готовят уроки. Работе присуща четкая композиция, лаконичность, открытый цвет, который помогает передать всю яркость и контрастность ясного солнечного дня и одновременно композиционное равновесие.

В поиске новых выразительных средств Е.В. Короленко отходит от реалистической живописной системы, его манера становится сродни иконописной, палитра более декоративной, упрощается живописный строй, но насыщается внутренний подтекст произведения: «Весна» (1970-е), «Земная радость» (1973-1976). В этих работах реальность органично сочетается с условностью, они получают обобщенно-философское звучание. «Весна» – произведение, наполненное ясной гармонией форм, линий, цветовых сочетаний, в котором видится извечное единство матери-природы и человека – самого дивного ее творения. Цветовая гамма чистых, пастельных, романтизированных оттенков предает душевный настрой ранней весной.

 «Земная радость»: в работе используются плавные контурные линии, создающие одухотворенный, утонченный образ. Нет натурной прорисовки деталей – каждый образ представлен как символ, обобщение: от молодой женщины до лани и каждого листочка. Гладкая манера письма, растягивание цвета, почти монохромная гамма, простота и чистота форм, композиционная выверенность подчеркивают символизм картины: перед нами образ матери-природы и самой жизни, в которой заключена гармония.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Художник выступает и искусным экспериментатором, находя особые выразительные средства, чтобы отразить уникальную красоту дальневосточной природы. Он постоянно работает с натуры, его пейзажные произведения разнообразны по манере исполнения. Е.В. Короленко находит разные эффекты, цветовые контрасты или, наоборот, передаёт тонкие изменения световоздушной среды (реалистические пейзажи Дальнего Востока и новаторские экспрессивные пейзажи). Живописная поверхность холстов мастера очень разнообразна: от лессировок, мелкого пастозного мазка, гладкой живописи до рельефной живописи непосредственно выдавленных из тюбика красок (без участия кисти). Философский взгляд на мир, способность обобщать, переводя окружающий мир во всем его многообразии в символические формы, и картины общечеловеческого звучания позволил Е.В. Короленко стать одной из ярчайших фигур в искусстве Дальнего Востока. И это же широкое и всеобъемлющее понимание мира дало художнику возможность многое сделать для развития искусства города.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

на выставке Е.В. Королекно в Москве

Из личного архива П.Л.Фефилова

на выставке Е.В. Королекно в Москве оборот

Из личного архива П.Л.Фефилова

1 из 2

«Много духовной силы в дальневосточной земле, если рождает она такое крепкое, светлое искусство»,

– писала газета «Советская культура» о персональной выставке Короленко Е.В. в Москве (1979 г.).

В центре внимания живописца всегда находятся именно вечные ценности, то, что не зависит от нас – восход или закат – то, у чего нет ни вчера, ни завтра, то, что на все времена. Картины Короленко знаковы, они вызывают культурные и исторические ассоциации. Философская направленность его картин просто и ясно подводит зрителя к мысли о вечных ценностях, синтезируя различные национальные и культурные традиции.

«Нанайский портрет», Москва, 1979

Творчество Евгений Васильевич совмещал с общественной работой. В Комсомольске-на-Амуре сложилась целая плеяда талантливых мастеров (А.В. Мащенко, Н.Г. Заславский, Г.С.Ли Гирсу, Д.А. Гутов, В.П. Лановенко, Н.Н. Муравлев, А.И. Абросимов, Г.С. Лукьянов, Ю.И. Быков), и,  благодаря энергии и организаторскому таланту Е.В. Короленко, в 1989 году они обрели самостоятельное отделение ВТОО «Союз художников России».

Короленко на коллективном снимке с художниками Комсомольска-на-Амуре

Много лет Е.В. Короленко входил в состав Правления Хабаровской организации СХ СССР.  Евгений Васильевич был признанным лидером и стал первым руководителем местного отделения. К его заслугам можно отнести и появление у КОСХа собственного выставочного зала. Своим творчеством, просветительской и общественной деятельностью Короленко Е.В. внес колоссальный вклад в развитие культуры не только города, Дальнего Востока, но и всей России.

VII съезд художников СССР. Москва, Большой Кремлевский Дворец, 1988 год

И все-таки, при всей любви к народам Дальнего Востока, художник не мог ограничить себя только этой темой. Постепенно Короленко стал отходить от нанайской темы, хотя много лет работал среди нанайцев, изучал их жизнь и все особенности быта, образы и формы национальной культуры, знакомился с трудами Алексея Павловича Окладникова (и был знаком лично). Академик высоко ценил творчество художника.

В 70-е годы начинает складываться «родовой цикл», в который войдут портреты родных и близких, дорогие сердцу места, тематические композиции, несущие заряд любви и преданности родине, корням, отчизне. На основе натурных зарисовок Короленко Е.В. пишет картины, которыми отдаёт дань сыновней любви и признательности: «Материнство» (1967 г.), «Родители» (1979 г.), «Война не забывается» (1985 г.), «Родные могилки» (1987 г.) «Отечество» (1987 г.).

фото 4

Е.В. Короленко среди гостей выставки

фото 8

Е.В. Короленко в мастерской

фото 5

Е.В. Короленко на выставке в городе Якутск

фото 5 оборот

оборот фото

фото 3

Е.В. Короленко с коллегами

фото 2

Е.В. Короленко в выставочном зале. Фото Александра Андреевича Реутова

фото 2 оборот

оборот фото. Фото Александра Андреевича Реутова

персональная выставка Е.В. Короленко

персональная выставка Е.В.Короленко

1 из 8

«Символический цикл» представлен произведениями «Музыка и труд» (1966 г.), «Борьба добра со злом» (1967 г.), «Несущие мир» (1974 г.), «Поверженный враг» (1977 г.), «Первостроители Комсомольска» (1989 г.), «Коррида» (1989г.). Во всех работах символического цикла заложен глубочайший философский смысл и социальный подтекст.

За работой. Несущие мир. 1973-1974 (2)

За работой. Несущие мир. 1973-1974

За работой. Несущие мир. 1973-1974.

За работой. Несущие мир. 1973-1974

фото 1

Е.В.Короленко за работой

1 из 3
https://fantlab.ru/edition195750
https://www.fandom.ru/about_fan/korolenko_1.htm

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Художник пробовал себя в монументальном искусстве. Примером для него было творчество Николая Павловича Долбилкина – крупные формы мозаик впечатляли. Первые монументальные работы Короленко создает в Амурске методом стенописи. Впоследствии росписи были выполнены на Сахалине.

фото 2 фото 3

В 1991 году Евгений Васильевич вместе с сыном Владимиром и художником А.В. Кильдяевым по заказу выполняют многофигурную стенную роспись «Евхаристия» в алтаре храма Покрова (Уссурийск), выполненную в традициях церковной православной живописи.

Фотографии из Церкви Богоявления на Гутуевском острове (СПб.) 1990-е годы:

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Постепенно мастер приходит к мысли о необходимости создания славянского цикла картин – как призыв к национальному единению и возрождению. Десятилетия кропотливой работы в архивах и музейных хранилищах Москвы, Киева, Ленинграда, Костромы, Загорска, Владивостока, Хабаровска, планомерное изучение славянской истории и культуры сделали Короленко Е.В. не только художником-певцом, художником-философом, но знатоком славянства. «Славянский цикл», над которым художник трудился более 20 лет, остался незавершенным (художник планировал создать 100 картин крупных форматов, а также издание альбома «История славянского язычества»).

фото 7

Е.В.Короленко за работой над картиной «родового цикла»

фото 6

Е.В.Короленко

фото 5

Е.В.Короленко в выставочном зале

фото 5 оборот

«Процесс развешивания картин, … на Кирова 23»

1 из 4

За свой труд Короленко Е.В. неоднократно награждался дипломами и грамотами Министерства культуры РФ, Союза Художников РФ и ЦК ВЛКСМ. Фильм «Нанайский портрет», снятый о творчестве Короленко Е.В., демонстрировался в кинотеатрах страны и по телевидению. Короленко Е.В. был делегатом съездов Союза Художников РФ и СССР, неоднократно избирался членом комиссий Союза Художников. Художник выступал в печати и на различных конференциях и съездах СХР.

IX Всероссийская художественная выставка "Россия".  8 съезд художников РоссииIX Всероссийская художественная выставка «Россия». 8 съезд художников России

 В разные годы Евгений Васильевич участвовал в выставках разных уровней – от городских до республиканских и зарубежных. В 1982 году ему присвоено звание «Заслуженный художник России». Он был одновременно и художником, и философом, и общественным деятелем. Это сделало его одной из выдающихся фигур в искусстве Дальнего Востока.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

фото 6

Е.В.Короленко

фото 7

Е.В.Короленко

фото 8

Е.В.Короленко

1 из 3

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.

Выставка к 70-летию Короленко Е.В., Творческие встречи с художником (ГТРК), 1999Выставка к 70-летию Короленко Е.В., Творческие встречи с художником (ГТРК), 1999
Выставка к 70-летию Короленко Е.В.(любительская съёмка). Творческие встречи с художником (ГТРК), 1999.

Мы рады, что помогли Вам с поиском информации. Будем благодарны, если Вы уделите время и ответите на вопросы, поделитесь своим впечатлением от работы с музейным архивом (архивным модулем на официальном сайте музея изобразительных искусств).

Мы используем cookie

Во время посещения сайта Музей изобразительных искусств вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

8 (4217) 59 08 50
Комсомольск-на-Амуре, проспект Мира, 16
Музей на карте
Вт - Пт:
10.00 - 18.00
Сб, Вс:
10.00 - 17.00
Пн:
выходной
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея
Каждый последний четверг месяца музей работает с 12.00 до 20.00
Купить билет